ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

Густав Малер

ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ, СОЛЬ МАЖОР (1900)

I. Bedachtig. Recht gemachlich.
II. Iп gemachlicher Bewegung.
III. Ruhevoll.
IV. Sehr behaglich
Первое исполнение — 25 ноября 1901 г. в Мюнхене под упр. автора

«Небесную жизнь» — детскую песенку о небесных радостях, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся, первоначально хотел Малер сделать финалом своей грандиозной Третьей симфонии. Летом 1892 г. была закончена работа над песней на текст из «Чудесного рога мальчика» — сборника текстов народных песен, к которому композитор часто обращался. Но оказалось, что Третья симфония органично завершается предшествующей частью. И вот постепенно стал созревать новый замысел — план симфонии, в которой «Небесная жизнь» будет основой и в то же время выводом, завершением симфонического цикла.

Малер писал о Четвертой симфонии: «Это преследуемый пасынок, который до сих пор видел очень мало радости... Я знаю теперь, что юмор подобного рода, вероятно отличающийся от шутки или веселого каприза, оказывается понятым в лучшем случае не часто».

О каком же юморе идет речь? В эскизе подзаголовок симфонии — «Юмореска». Но при этом II частью должна была стать песня «Земная жизнь», рассказывающая о смерти ребенка от голода. В дальнейшем Малер отказался от введения «Земной жизни», однако и без нее музыка симфонии далека от идилличности.

I часть — завязка драмы. В ней звучат простые бесхитростные мелодии, близкие народной песне. Наивность, простодушие образов — не от неведения, а от стремления уйти от «проклятых вопросов» действительности, довольствоваться тем, что есть, и не требовать, не искать большего. Затем, в среднем разделе части, они изменяются, болезненно искажаются, создают фантасмагорическую картину: как будто мир показан в кривом зеркале. Идет отчаянная борьба за то, чтобы сохранить все ценное, положительное, не дать ему окончательно исчезнуть. Пока это удается.

II часть построена на чередовании двух планов: музыкальной лубочной картинки (незатейливый оркестрик играет, фальшивя, лендлеры в деревенском кабачке) и задумчивого грустного пения.

III часть симфонии — кульминация цикла. На фоне строго размеренного движения медленно разворачивается выразительная мелодия как повествование, полное горечи, боли, сдержанной скорби. Вторая тема более взволнованная, смятенная, напоминающая мелодии Чайковского. Постепенно нагнетается напряжение. Чередуясь, 2 темы приводят музыкальное развитие к трагической вершине. В конце части tutti оркестра звучит как потрясающий крик душевной боли: это тема песни «Небесная жизнь» на fortissimo, воспринимаемая как единственное прибежище измученной души, которой некуда идти, не на что надеяться.

Финал открывается темой, только что отзвучавшей в предшествующей части. Теперь она спокойна и ласкова. женский голос (сопрано) поет бесхитростную детскую песенку. Оркестровый эпизод в центре финала проникнут горькой иронией. Заключение симфонии печально, умиротворенно и просветленно. «Небесные радости» — единственное, что остается человеку.


Следующая страница: Пятая симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   • Четвёртая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru