|
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе
Музыка - высшее в мире искусство. (Л.Толстой)
|
Русская музыка и русские композиторы
Глинка Михаил Иванович Светлый гений, «солнце русской музыки» — так часто говорят о Глинке. Его сравнивают с Моцартом и Пушкиным – художниками классически ясными и гармоничными. Для сравнения с Пушкиным есть и другое основание: подобно Пушкину в литературе, Глинка возвысил русскую музыку до передовых устремлений времени, положив начало классическому периоду ее истории. Оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила» заложили фундамент для расцвета национальной оперной классики, а содержащиеся в них хореографические сцены открыли путь созданию русского балета...
Балакирев Милий Алексеевич Огромна и очень своеобразна роль Балакирева в истории русской музыкальной культуры. Обладая большим творческим дарованием, огромной энергией, выдающимся общественным темпераментом, он наложил отпечаток на один из важнейших периодов в русской музыкальной культуре. Под его влиянием формировались Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, к его советам прислушивался Чайковский. Он был руководителем Бесплатной музыкальной школы в Петербурге, дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества...
Бородин Александр Порфирьевич Бородин вошел в историю русской симфонической музыки как основатель одного из ведущих ее направлений — эпического симфонизма. Интерес к эпосу вообще свойствен русскому искусству. Эпические мотивы в творчестве Пушкина и Лермонтова, полотна Васнецова и Репина, оперы Глинки и Римского-Корсакова возрождали дух русских былин, их сюжеты и образы. Бородин вслед за автором «Сусанина» и «Руслана» вступил на путь эпического обобщения коренных, устоявшихся в веках и не подвластных времени черт мировоззрения, истории и бытия русского народа. Но он пошел дальше Глинки, продолжив эпическую традицию не только в опере («Князь Игорь»), но и в области симфонизма (а также и в камерно-вокальном жанре)...
Мусоргский Модест Петрович Мусоргский принадлежит к числу тех реформаторов искусства, которые оказывают на его развитие сильное и длительное воздействие. Сподвижник Балакирева, он был самым смелым из композиторов Могучей кучки, шел трудным, но полным открытий путем новаторства. Творчество Мусоргского — детище сложной и бурной эпохи идейно-общественного подъема 1860 — 70-х гг. и, так же, как эта эпоха, наполнено острой конфликтностью, ставит большие социальные проблемы...
Римский-Корсаков Николай Андреевич За долгую творческую жизнь Римский-Корсаков лишь дважды обращался к симфонической музыке: на заре композиторской деятельности (в 1860-е гг.), когда создавались Первая симфония, Увертюра на русские темы, музыкальная картина «Садко», Сербская фантазия, симфоническая сюита «Антар», и в 1880-е гг., ознаменованные созданием «Сказки», Симфоньетты, Скрипичной фантазии, Фортепианного концерта, Испанского каприччио, увертюры «Светлый праздник» и «Шехеразады»...
Чайковский Пётр Ильич Редко кому удавалось с такой покоряющей непосредственностью передать в музыке противоречивую, изменчивую жизнь человеческой души. В этом смысле Чайковский такой же гениальный психолог, как и его современники Толстой, Чехов, Достоевский. Чутко воплотил он сложную эмоциональную атмосферу 1870-80-х гг. прошлого века — тревожные сомнения, мятежные порывы и мечты, мучительные поиски идеала. В смутную эпоху «безвременья» музыка Чайковского возвысила голос в защиту человека. Она показала богатство и красоту его души, провозгласила его незыблемое право на счастье, протестуя против всего, что мешает осуществиться этому праву...
Аренский Антон Степанович Аренский обращался ко многим жанрам. Среди его произведений — оперы и симфонии, квартеты и романсы, концерты и сюиты. Музыка Аренского отмечена простотой, искренностью, изяществом, наличием народно-песенных интонаций. Типичный круг ее настроений — элегичность, лирика, созерцательность...
Лядов Анатолий Константинович Музыкально-эстетическое credo Лядова можно сформулировать чеховскими словами: «Краткость — сестра таланта». Тонкий мастер, всегда стремившийся к ювелирной отделке деталей, ярый приверженец программной, «изобразительной» музыки,— Лядов остро тяготел в своем творчестве к жанру миниатюры. Таковы и его симфонические картины, опирающиеся на темы и сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики, природы...
Танеев Сергей Иванович Танеев обладал многогранным талантом. В историю музыки он вошел как композитор, ученый, пианист, педагог. Среди учеников Танеева — Скрябин и Рахманинов, Метнер и Конюс, Игумнов и Гольденвейзер. Его музыкальный и моральный авторитет был непререкаем.
Калинников Василий Сергеевич Трагически сложилась судьба Калинникова. Он умер на 35 году жизни, в расцвете творческих сил. Его композиторская деятельность длилась меньше одного 10-летия! Написано им немного, но и этого оказалось достаточным, чтобы выдвинуть их автора в ряд крупнейших русских композиторов конца XIX в.
Глазунов Александр Константинович Глазунов — убежденный инструментальный композитор. В отличие от других русских композиторов, он не написал ни одной оперы, почти не обращался к вокальным >канрам. Львиную долю его наследия составляет симфоническая музыка. Она была наиболее близка творческой натуре Глазунова. Ибо он тяготел к широким формам, монументальности, высоким обобщениям.
Скрябин Александр Николаевич На рубеже ХХ века в русской музыке не было, пожалуй, более оригинальной и многообещающей творческой фигуры, чем Скрябин. Первые же самостоятельные опыты молодого композитора вызвали жгучий интерес современников. В Скрябине — человеке и художнике — все казалось необычным, привлекательным: масштаб и разносторонность дарования, редчайший исполнительский талант, умение сочетать в музыке бурную экспрессию с высоким полетом мысли, а главное — стремление связать образно-эмоционаный строй каждого сочинения со сложным миром философских идей.
Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов как композитор, пианист и дирижер пользуется широчайшей известностью, которая суждена лишь немногим художникам, сумевшим привлечь к своему искусству сердца миллионов людей. Слава сопутствовала ему с первых же творческих шагов (опера «Алеко»). На родине он был кумиром молодежи, любителей музыки, а позже, во время зарубежных скитаний, стал признанным «вождем современного пианизма».
Стравинский Игорь Федорович Игорь Стравинский — один из крупнейших композиторов XX века. Его творчество, отличающееся глубиной и широким охватом, наложило заметный отпечаток на картину музыкальной культуры ХХ в. На протяжении творческого пути Стравинский создал огромное количество произведений. Среди них оперы и балеты, симфонии и концерты, инструментальные и вокальные пьесы, сочинения своеобразных синтетических жанров.
Глиэр Рейнгольд Морицевич В симфонических произведениях композитор продолжает традиции русской классической музыки. Их отличительные черты — национальный колорит, стройность, уравновешенность, связь с эпическим направлением в русском симфонизме.
Мясковский Николай Яковлевич Мясковский рано осознал свое призвание. Вспоминая о своей Первой симфонии, он писал: «Я впервые почувствовал, что именно в этой области буду высказываться охотнее всего» . И действительно, Мясковский обладал всеми необходимыми качествами симфониста-драматурга: глубиной ума, склонностью к обобщениям, чувством современности, владел крупной формой.
Прокофьев Сергей Сергеевич Большинство оркестровых произведений композитора лишено определенной программы. Таковы почти все его симфонии. Правда, образы, воплощенные в них, настолько рельефны, что кажутся однозначными, вполне определенными. Чистая, светлая лирика, объективная мудрость эпического повествования, острая шутка, гротеск — таковы основные стороны прокофьевской музыки.
Шостакович Дмитрий Дмитриевич Симфонизм Шостаковича пронизан острым ощущением современности. В нем нашли воплощение конфликты, социальные противоречия и потрясения, суровый драматизм нашей эпохи, ее героический дух. Новое содержание вызвало к жизни новые средства выразительности. Прежде всего — новую мелодию .Углубляя контрасты между частями симфоний, Шостакович сталкивает в рамках одной симфонии далекие образные «миры», резко различные стороны жизни.
Кабалевский Дмитрий Борисович Все произведения Кабалевского отмечены чертами неутомимых поисков, ощущением современности, жизнеутверждением и молодостью. Образы юности, светлые, романтически приподнятые, образы наших молодых современников, стремящихся к счастью, умеющих отстоять, завоевать его, мыслящих это счастье не своим узко личным, а неотъемлемым от судьбы страны, от больших идей современности, — вот что неизменно волнует Кабалевского.
Хачатурян Арам Ильич Хачатурян — художник глубоко национальный. Он оригинально претворяет в своем искусстве традиции классической, особенно русской музыки, смело сплавляя их с элементами закавказского фольклора. Отчетливо слышны в его произведениях напевы армянских гусаров и азербайджанских ашугов, прихотливые импровизации в духе грузинских инструментальных наигрышей.
Хренников Тихон Николаевич Хренников принадлежит к тем музыкантам, которые стремятся претворять в крупных произведениях интонации, бытующие в повседневной жизни. Это песенные интонации, а также выразительные интонации человеческой речи. Недаром симфоническая музыка Хренникова столь эмоциональна, взволнованна и вместе с тем столь «общительна» и задушевна.
| |