ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

РЕЙНГОЛьД МОРИЦЕВИЧ ГЛИЭР

(1875 — 1956)

В деревне, где, казалось, самый воздух звенел песнями, сдружился я с богатейшим музыкальным фольклором Украины, обогатился глубокими, незабываемыми впечатлениями. Это была стихийная сила народного искусства, которая непроизвольно овладела моим сознанием, формировала мои музыкальные представления.
Р. Глиэр

Старейшина советской музыки - Рейнгольд Морицевич Глиэр - занимает в ее истории одно из самых почетных мест. Выдающийся мастер, ученик С. Танеева, М. Ипполитова-Иванова, он, в свою очередь, стал учителем целой плеяды советских композиторов, среди которых С. Прокофьев, Ан. Александров, А. Давиденко, Л, Книппер, Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий. Таким образом, Глиэр явился своего рода соединительным звеном между творцами русской музыки XIX в. и советскими музыкантами. Подтверждением этому служит и его творчество. В симфонических произведениях композитор продолжает традиции русской классической музыки. Их отличительные черты — национальный колорит, стройность, уравновешенность, связь с эпическим направлением в русском симфонизме, особенно явно выраженная в его симфонии «Илья Муромец» .

КОНЦЕРТ ДЛЯ ГОЛОСА С ОРКЕСТРОМ, ФА МИНОР — ФА МАЖОР

Посвящается Д. Я. Пантофель-Нечецкой

I. Andante.
II. Allegro
Первое исполнение — 12 мая 1943 г. в Москве
под упр. А. Орлова, солистка Н. Казанцева

Концерт для голоса с оркестром — одно из самых ярких произведений Глиэра. Принадлежащий к одному из наиболее распространенных жанров виртуозного концерта, он, однако, единственный в своем роде. Мировая музыкальная литература почти не знает аналогичных примеров монументального вокализа, в котором голос без слов используется, по существу, как инструмент, обладающий огромной выразительностью, богатейшими техническими возможностями.

I часть открывается небольшим оркестровым вступлением, в котором элегичность сочетается с драматизмом. Партия голоса (главная тема) трепетна и смятенна. Постепенно нарастает драматическое напряжение. Появляется вторая (побочная) тема, мягкая и задушевная. На этих двух темах и музыкальном материале вступления основано дальнейшее развитие музыки.

II часть ярко контрастна первой. Это блестящий, виртуозный концертный вальс, искрящийся радостью, ликующий и упоительный. Разнообразные мелодии — то устремленные в неодолимом порыве, то нежно-грациозные, то энергичные пассажи сменяют друг друга.


Симфонические сочинения:

•  3 симфонии (1899, 1907, 1909 — 11);
•  Cимфонические поэмы «Сирены» (1908), «Запов(т» (1939);
•  Cимфоническая картина «Запорожцы» (1921);
•  Увертюры «Торжественная» (1937), «Ферганский праздник» (1940), «Дружба народов» (1941), Увертюра на славянские темы (1941), «Победа» (1945);
•  Концерты для арфы с орк. (1938), для голоса с орк. (1943), для виолончели с орк. (1947), для валторны с орк. (1951).


Л.В. Михеева
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Мясковский Николай Яковлевич

      • Главная   • Русская музыка   • Глиэр Рейнгольд Морицевич    
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru