ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

(1873 — 1943)

Рахманинов был создан из стали и золота:
сталь — в его руках, золото — в сердце.
И. Гофман

Рахманинов как композитор, пианист и дирижер пользуется широчайшей известностью, которая суждена лишь немногим художникам, сумевшим привлечь к своему искусству сердца миллионов людей. Слава сопутствовала ему с первых же творческих шагов (опера «Алеко»). На родине он был кумиром молодежи, любителей музыки, а позже, во время зарубежных скитаний, стал признанным «вождем современного пианизма».

Эта популярность - результат поразительной способности Рахманинова-композитора и пианиста эмоционально воздействовать на массы слушателей. Его музыке и исполнению были свойственны предельная искренность «самоотдачи», экспрессивность и широкий концертный размах, тончайший лиризм и сильная воля. Не знавший границ эмоционализм находил выражение в покоряющем своей щедростью мелодическом даре, а бурный темперамент — в стихии стального ритма.

Музыка была для Рахманинова выражением «жизни чувств», а чувства — наиболее тонким инструментом постижения мира и человека. Этим культом чувства он близок таким разным художникам, как Чайковский, Чехов, Куприн. Рахманинов — весь в контрастах. Он тревожит романтической взволнованностью, порывом к мечте, сомнениями, трагическими предчувствиями. Ему одинаково присущи и приверженность к драматическим эмоциям, и любовь к созерцательной статике, восторженные экстатические подъемы и душевная усталость. Он будоражит весенним половодьем чувств и убаюкивает тихой осенней печалью, порождает светлые упования и поселяет в душах леденящий ужас. Этими метаниями и крайностями он и был близок русской демократической аудитории тревожных 10-х гг. нашего века.

Как автор фортепианной музыки Рахманинов воспитался на романтических традициях, как симфонист сложился под влиянием Чайковского. В обеих сферах он создал свой неповторимый стиль, несущий печать своеобразной художественной индивидуальности, Симфонизм и пианизм тесно переплелись в творчестве Рахманинова, активно взаимодействуют. Вот почему центральное место в его наследии заняли 4 фортепианных концерта, к которым можно присоединить также Рапсодию на тему Паганини. Ярко характеризуя фортепианный стиль Рахманинова с его напевно-лирической трактовкой фортепианного звучания и вместе с тем широким виртуозным размахом, концерты одновременно обладают всеми признаками подлинно симфонических произведений — концепционностью, богатством развития, Как и симфонии для Чайковского, концерты были для Рахманинова «лирической исповедью души», выражением его сокровеннейших дум.

Если стиль концертов сложился в первые же годы зрелости и отличается единством, то 3 симфонии Рахманинова, созданные на далеких временных расстояниях друг от друга, свидетельствуют о разных этапах творческого пути композитора. Так, Первая симфония — плод юношеских исканий; Вторая, написанная в годы расцвета, близка таким сочинениям, как Второй и Третий концерты, а Третья симфония, по праву считающаяся лучшей, отразила тенденции позднего периода с его высшей зрелостью и мудрым мастерством.

Это же относится и к Симфоническим танцам, стоящим по жанру между симфонией и сюитой. Симфоническое начало проникает почти во все жанры творчества Рахманинова. Оно ярко проявляет себя в кантатах («Весна», «Колокола»), одноактных операх («Скупой рыцарь», «Франческа да Римини») и даже сказывается в фортепианной миниатюре и романсе. Рахманинов — симфонист по природе своего дарования — внес в эту область вклад непреходящего значения.


Первая симфония  
Начало творческого пути Рахманинова было бурным. Молодой композитор писал необычайно быстро, создавая одно произведение за другим, словно охваченный творческим нетерпением. Еще в консерватории о рахманиновском даре ходили легенды. Его музыка поражала неподдельной искренностью, трагической силой эмоций, она волновала, тревожила молодые души.

Вторая симфония  
Вторая симфония, созданная в период наивысшего творческого расцвета Рахманинова, в созвездии его лучших сочинений,— таких как Второй и Третий концерты, кантата «Весна», оперы «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь», прелюды соч. 23 и т. д.,— несет на себе все признаки этой яркой эпохи в жизни композитора: свежесть и полнокровность мироощущения, могучий напор эмоций, по-юношески смелую уверенность в достижимости мечты и поистине необычайную щедрость мелодического дара.

Третья симфония  
Третья симфония — предпоследнее сочинение Рахманинова, написанное на склоне лет — заставляет с особой силой почувствовать трагический дар композитора. Он и ранее испытывал склонность к мрачной поэзии фатального, рокового, но в последнее 20-летие ощущение разлада с жизнью резко обострилось мучительными переживаниями из-за разрыва с родиной, духовного одиночества среди течений западного искусства.

Симфонические танцы  
Симфонические танцы — последнее сочинение Рахманинова. Написанные за 3 года до смерти, они завершают творческий путь композитора и в этом смысле могут быть названы его лебединой песней. Рахманинов очень любил Симфонические танцы, считал их лучшим своим сочинением, мечтал увидеть в хореографическом воплощении, о чем вел переговоры с балетмейстером Фокиным, уже однажды поставившим Рапсодию на тему Паганини.

Второй концерт для фортепиано с оркестром  
Второй концерт, написанный Рахманиновым в годы высокого творческого подъема, отразил внутренний мир молодого композитора и, вероятно, потому так пленяет полнотой и непосредственностью чувств, жизнеутверждающим тоном. Тяготение к монументальности, блистательной пианистичности сочетается в нем с эмоциональной насыщенностью, а симфоничность включает в себя как непременное условие широкое мелодическое дыхание формы.

Третий концерт для фортепиано с оркестром  
Третий концерт, как и Второй, принадлежит к шедеврам мировой симфонической литературы. Он близок своему предшественнику замыслом, структурой цикла и частей и вместе с тем отличается от него большим масштабом, напряженностью симфонического развития, более богатой, порой изощренной фактурой и более сложным психологическим рисунком.

Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром  
Рапсодия на тему Паганини принадлежит к числу поздних сочинений Рахманинова и несет на себе характерные черты заката творческой деятельности гениального музыканта, заката, окрашенного в мрачные тона безысходного трагизма, обостренного ощущением незащищенности человека перед неумолимым роком.

Симфонические сочинения:
•  3 симфонии (1895, 1907, 1936),
•  фантазия «Утес» (1893),
•  симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1891),
•  «Остров мертвых» (1909);
•  Симфонические танцы (1940),
•  4 концерта для ф-п. с орк. (1891, 1901, 1909, 1926),
•  Рапсодия на тему Паганини для ф-п. с орк. (1934).


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru