ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ

(1873 — 1943)

Рахманинов был создан из стали и золота:
сталь — в его руках, золото — в сердце.
И. Гофман

Рахманинов как композитор, пианист и дирижер пользуется широчайшей известностью, которая суждена лишь немногим художникам, сумевшим привлечь к своему искусству сердца миллионов людей. Слава сопутствовала ему с первых же творческих шагов (опера «Алеко»). На родине он был кумиром молодежи, любителей музыки, а позже, во время зарубежных скитаний, стал признанным «вождем современного пианизма».

Эта популярность - результат поразительной способности Рахманинова-композитора и пианиста эмоционально воздействовать на массы слушателей. Его музыке и исполнению были свойственны предельная искренность «самоотдачи», экспрессивность и широкий концертный размах, тончайший лиризм и сильная воля. Не знавший границ эмоционализм находил выражение в покоряющем своей щедростью мелодическом даре, а бурный темперамент — в стихии стального ритма.

Музыка была для Рахманинова выражением «жизни чувств», а чувства — наиболее тонким инструментом постижения мира и человека. Этим культом чувства он близок таким разным художникам, как Чайковский, Чехов, Куприн. Рахманинов — весь в контрастах. Он тревожит романтической взволнованностью, порывом к мечте, сомнениями, трагическими предчувствиями. Ему одинаково присущи и приверженность к драматическим эмоциям, и любовь к созерцательной статике, восторженные экстатические подъемы и душевная усталость. Он будоражит весенним половодьем чувств и убаюкивает тихой осенней печалью, порождает светлые упования и поселяет в душах леденящий ужас. Этими метаниями и крайностями он и был близок русской демократической аудитории тревожных 10-х гг. нашего века.

Как автор фортепианной музыки Рахманинов воспитался на романтических традициях, как симфонист сложился под влиянием Чайковского. В обеих сферах он создал свой неповторимый стиль, несущий печать своеобразной художественной индивидуальности, Симфонизм и пианизм тесно переплелись в творчестве Рахманинова, активно взаимодействуют. Вот почему центральное место в его наследии заняли 4 фортепианных концерта, к которым можно присоединить также Рапсодию на тему Паганини. Ярко характеризуя фортепианный стиль Рахманинова с его напевно-лирической трактовкой фортепианного звучания и вместе с тем широким виртуозным размахом, концерты одновременно обладают всеми признаками подлинно симфонических произведений — концепционностью, богатством развития, Как и симфонии для Чайковского, концерты были для Рахманинова «лирической исповедью души», выражением его сокровеннейших дум.

Если стиль концертов сложился в первые же годы зрелости и отличается единством, то 3 симфонии Рахманинова, созданные на далеких временных расстояниях друг от друга, свидетельствуют о разных этапах творческого пути композитора. Так, Первая симфония — плод юношеских исканий; Вторая, написанная в годы расцвета, близка таким сочинениям, как Второй и Третий концерты, а Третья симфония, по праву считающаяся лучшей, отразила тенденции позднего периода с его высшей зрелостью и мудрым мастерством.

Это же относится и к Симфоническим танцам, стоящим по жанру между симфонией и сюитой. Симфоническое начало проникает почти во все жанры творчества Рахманинова. Оно ярко проявляет себя в кантатах («Весна», «Колокола»), одноактных операх («Скупой рыцарь», «Франческа да Римини») и даже сказывается в фортепианной миниатюре и романсе. Рахманинов — симфонист по природе своего дарования — внес в эту область вклад непреходящего значения.


Первая симфония  
Начало творческого пути Рахманинова было бурным. Молодой композитор писал необычайно быстро, создавая одно произведение за другим, словно охваченный творческим нетерпением. Еще в консерватории о рахманиновском даре ходили легенды. Его музыка поражала неподдельной искренностью, трагической силой эмоций, она волновала, тревожила молодые души.

Вторая симфония  
Вторая симфония, созданная в период наивысшего творческого расцвета Рахманинова, в созвездии его лучших сочинений,— таких как Второй и Третий концерты, кантата «Весна», оперы «Франческа да Римини», «Скупой рыцарь», прелюды соч. 23 и т. д.,— несет на себе все признаки этой яркой эпохи в жизни композитора: свежесть и полнокровность мироощущения, могучий напор эмоций, по-юношески смелую уверенность в достижимости мечты и поистине необычайную щедрость мелодического дара.

Третья симфония  
Третья симфония — предпоследнее сочинение Рахманинова, написанное на склоне лет — заставляет с особой силой почувствовать трагический дар композитора. Он и ранее испытывал склонность к мрачной поэзии фатального, рокового, но в последнее 20-летие ощущение разлада с жизнью резко обострилось мучительными переживаниями из-за разрыва с родиной, духовного одиночества среди течений западного искусства.

Симфонические танцы  
Симфонические танцы — последнее сочинение Рахманинова. Написанные за 3 года до смерти, они завершают творческий путь композитора и в этом смысле могут быть названы его лебединой песней. Рахманинов очень любил Симфонические танцы, считал их лучшим своим сочинением, мечтал увидеть в хореографическом воплощении, о чем вел переговоры с балетмейстером Фокиным, уже однажды поставившим Рапсодию на тему Паганини.

Второй концерт для фортепиано с оркестром  
Второй концерт, написанный Рахманиновым в годы высокого творческого подъема, отразил внутренний мир молодого композитора и, вероятно, потому так пленяет полнотой и непосредственностью чувств, жизнеутверждающим тоном. Тяготение к монументальности, блистательной пианистичности сочетается в нем с эмоциональной насыщенностью, а симфоничность включает в себя как непременное условие широкое мелодическое дыхание формы.

Третий концерт для фортепиано с оркестром  
Третий концерт, как и Второй, принадлежит к шедеврам мировой симфонической литературы. Он близок своему предшественнику замыслом, структурой цикла и частей и вместе с тем отличается от него большим масштабом, напряженностью симфонического развития, более богатой, порой изощренной фактурой и более сложным психологическим рисунком.

Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром  
Рапсодия на тему Паганини принадлежит к числу поздних сочинений Рахманинова и несет на себе характерные черты заката творческой деятельности гениального музыканта, заката, окрашенного в мрачные тона безысходного трагизма, обостренного ощущением незащищенности человека перед неумолимым роком.

Симфонические сочинения:
•  3 симфонии (1895, 1907, 1936),
•  фантазия «Утес» (1893),
•  симфоническая поэма «Князь Ростислав» (1891),
•  «Остров мертвых» (1909);
•  Симфонические танцы (1940),
•  4 концерта для ф-п. с орк. (1891, 1901, 1909, 1926),
•  Рапсодия на тему Паганини для ф-п. с орк. (1934).


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru