Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ(1840 — 1893)
Я говорю на музыкальном языке, потому что мне всегда есть что сказать.
Если принять условное разделение художников на «объективных» и «субъективных», Чайковского следует решительно отнести ко вторым. Впечатлительный, импульсивный, он менее всего похож на спокойного летописца, стороннего наблюдателя жизни. Чайковский говорит только о том, что перечувствовано, выстрадано им самим. «Я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет хотя бы и нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей... А где сердце не затронуто, не может быть музыки». Так подходил композитор к сочинению оперы. Тем более создание инструментальных произведений, лишенных сюжета, рассматривал он как «чисто лирический процесс», как «музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами». Отсюда — искренний, сердечно-доверительный тон симфонической музыки Чайковского, ее глубочайшая душевность. Но отсюда же — эмоциональная накаленность драматических моментов, когда потрясенному взору художника являются грозные видения зла… Редко кому удавалось с такой покоряющей непосредственностью передать в музыке противоречивую, изменчивую жизнь человеческой души. В этом смысле Чайковский такой же гениальный психолог, как и его современники Толстой, Чехов, Достоевский. Чутко воплотил он сложную эмоциональную атмосферу 1870-80-х гг. прошлого века — тревожные сомнения, мятежные порывы и мечты, мучительные поиски идеала. В смутную эпоху «безвременья» музыка Чайковского возвысила голос в защиту человека. Она показала богатство и красоту его души, провозгласила его незыблемое право на счастье, протестуя против всего, что мешает осуществиться этому праву. СИМФОНИИ
В симфонии и сонате я свободен, нет для меня никаких ограничений и никаких стеснений ... Чувствую, что я лично более склонен к симфоническому роду.
Иногда считают, что музыка Чайковского рождена лишь острой и искренней эмоциональной реакцией на жизнь. Но это не так: в ней живет, бьется пытливая мысль. Симфонии красноречивее всего говорят об этом, Уже в ранней, насквозь лиричной Первой симфонии слышатся раздумья о цели, смысле жизни. Концепции же трех последних симфоний — Четвертой, Пятой, Шестой-отмечены глубокой философской зрелостью. Чувство и мысль композитора прикованы к жгучим вопросам бытия, проблемам жизни и смерти, личности и общества, мечты и действительности, радости и страдания. Композитор говорит о них всегда горячо, заинтересованно, с предельной откровенностью. Недаром он называл симфонию «самой лирической из всех музыкальных форм». Характер симфонизма Чайковского получил определение «лирико-драматического». Симфония уподобляется психологической драме, насыщенной глубокими душевными коллизиями. Музыка развертывается широкими и напряженными эмоциональными волнами. Такого рода «волновая драматургия» была бы невозможна без мелодий большой протяженности, широкого песенного дыхания. Простые, близкие общеизвестным интонациям музыкального быта, они тем не менее отличаются истинно симфонической напряженностью и динамикой. Смело использовал композитор и жанры бытовой музыки: как часто целые эпизоды его симфоний (не говоря уже о сюитах, программных сочинениях, концертах) напоминают то вальс, то марш, то романс или песню! В этом один из секретов жизненной достоверности и огромной популярности симфоний Чайковского. Произведения Петра Ильича ЧайковскогоПервая симфония. «Зимние грёзы» Вторая симфония Третья симфония Четвёртая симфония Пятая симфония Шестая симфония. «Патетическая» «Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону «Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру «Франческа да Римини», фантазия по Данте Первый концерт для фортепиано с оркестром Итальянское каприччио Серенада для струнного оркестра Концерт для скрипки с оркестром П.И. Чайковский «Пиковая дама»
Симфонические сочинения: В.А. Фрумкин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |