ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

(1840 — 1893)

Я говорю на музыкальном языке, потому что мне всегда есть что сказать.
Л. Чайковский

Если принять условное разделение художников на «объективных» и «субъективных», Чайковского следует решительно отнести ко вторым. Впечатлительный, импульсивный, он менее всего похож на спокойного летописца, стороннего наблюдателя жизни. Чайковский говорит только о том, что перечувствовано, выстрадано им самим.

«Я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет хотя бы и нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей... А где сердце не затронуто, не может быть музыки». Так подходил композитор к сочинению оперы. Тем более создание инструментальных произведений, лишенных сюжета, рассматривал он как «чисто лирический процесс», как «музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами». Отсюда — искренний, сердечно-доверительный тон симфонической музыки Чайковского, ее глубочайшая душевность. Но отсюда же — эмоциональная накаленность драматических моментов, когда потрясенному взору художника являются грозные видения зла…

Редко кому удавалось с такой покоряющей непосредственностью передать в музыке противоречивую, изменчивую жизнь человеческой души. В этом смысле Чайковский такой же гениальный психолог, как и его современники Толстой, Чехов, Достоевский. Чутко воплотил он сложную эмоциональную атмосферу 1870-80-х гг. прошлого века — тревожные сомнения, мятежные порывы и мечты, мучительные поиски идеала. В смутную эпоху «безвременья» музыка Чайковского возвысила голос в защиту человека. Она показала богатство и красоту его души, провозгласила его незыблемое право на счастье, протестуя против всего, что мешает осуществиться этому праву.

СИМФОНИИ

В симфонии и сонате я свободен, нет для меня никаких ограничений и никаких стеснений ... Чувствую, что я лично более склонен к симфоническому роду.
П. Чайковский

Иногда считают, что музыка Чайковского рождена лишь острой и искренней эмоциональной реакцией на жизнь. Но это не так: в ней живет, бьется пытливая мысль. Симфонии красноречивее всего говорят об этом, Уже в ранней, насквозь лиричной Первой симфонии слышатся раздумья о цели, смысле жизни. Концепции же трех последних симфоний — Четвертой, Пятой, Шестой-отмечены глубокой философской зрелостью. Чувство и мысль композитора прикованы к жгучим вопросам бытия, проблемам жизни и смерти, личности и общества, мечты и действительности, радости и страдания. Композитор говорит о них всегда горячо, заинтересованно, с предельной откровенностью. Недаром он называл симфонию «самой лирической из всех музыкальных форм».

Характер симфонизма Чайковского получил определение «лирико-драматического». Симфония уподобляется психологической драме, насыщенной глубокими душевными коллизиями. Музыка развертывается широкими и напряженными эмоциональными волнами. Такого рода «волновая драматургия» была бы невозможна без мелодий большой протяженности, широкого песенного дыхания.

Простые, близкие общеизвестным интонациям музыкального быта, они тем не менее отличаются истинно симфонической напряженностью и динамикой. Смело использовал композитор и жанры бытовой музыки: как часто целые эпизоды его симфоний (не говоря уже о сюитах, программных сочинениях, концертах) напоминают то вальс, то марш, то романс или песню! В этом один из секретов жизненной достоверности и огромной популярности симфоний Чайковского.


Произведения Петра Ильича Чайковского

Первая симфония. «Зимние грёзы»  
«Многострадальной» называл Чайковский свою первую симфонию. Сочинялась она долго и трудно, неоднократно переделывалась. Несмотря на это (а может быть именно благодаря этому!) композитор любил ее всю жизнь. Из всех симфоний Чайковского Первая — самая лирическая. И лирика ее особенная: добрая, душевно открытая, рожденная большой любовью к родной земле...

Вторая симфония  
Симфония создавалась в украинском местечке Каменка — одном из любимых мест летнего отдыха Чайковского. Сочинения, написанные здесь, наполнены радостью, душевным здоровьем, проникнуты украинской народной песенностью. Особенно Вторая симфония, которую часто называли «малороссийской» или «симфонией с журавлем» (по названию песни, положенной в основу финала)...

Третья симфония  
Эта симфония не совсем обычна для Чайковского как по количеству частей (5 вместо 4), так и по их содержанию. Личное, лирико-психологическое начало, сосредоточенное в медленной, III части, оказалось как бы «побочной темой» произведения, его вторым планом. Господствующее положение заняли образы картинного, зрелищно-театрального характера. Отсюда — изобилие жанрово-бытовой музыки (марш, шествие, танец), что сближает эту симфонию с сюитой...

Четвёртая симфония  
1877 г. сложился для Чайковского драматически. Зревшая постепенно неудовлетворенность жизнью достигла критической точки. «Я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что я тогда испытывал». Произведение, рожденное огромным напряжением чувства и мысли, оказалось этапным. Оно подвело итог исканиям Чайковского в симфоническом жанре...

Пятая симфония  
Один навязчивый образ пронизывает Пятую симфонию, появляясь в том или ином виде в каждой из четырех частей. Впервые возникает он во вступлении к 1 части в облике, напоминающем траурный марш. В угрюмой, медлительно-грузной теме есть нечто давящее и в то же время обреченно-покорное. «Полнейшее преклонение перед судьбой», — сказано о ней в записной книжке Чайковского. Мысль о неразрешимости жизненных проблем, о тщете человеческого существования вызывает страстное желание проверить и опровергнуть ее...

Шестая симфония. «Патетическая»  
«Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры...» Этому намерению, зародившемуся в октябре 1889 г., суждено было осуществиться лишь через несколько лет. Замысел оформлялся медленно. Возникли, но были отвергнуты несколько вариантов. В основе будущей «грандиозной симфонии» Чайковский видел концепцию глубоко философского склада. Ему хотелось создать симфонию-раздумье о жизни человека, о смысле человеческого существования...

«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону  
Философская поэма Байрона (во многом близкая «Фаусту» Гёте) привлекла Чайковского трагической остротой конфликта между светлой мечтой, воплощенной в идеальном образе Астарты, и жестокой реальностью, конфликта, звучащего как своего рода лейтмотив всего творчества Чайковского...

«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру  
Мысль о создании симфонической пьесы по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» подал Чайковскому Балакирев. Он настойчиво советовал передать такие детали трагедии, как картина раннего утра в Вероне или колоритный образ старой кормилицы Джульетты. Но Чайковскому была чужда иллюстративность. Он отказался от изображения отдельных сцен или персонажей, в том числе и самых главных, ради воплощения того, что более всего доступно симфонической музыке — самого духа шекспировской трагедии, ее эмоциональной атмосферы, ее основной идеи...

«Франческа да Римини», фантазия по Данте  
Симфоническая фантазия «Франческа да Римини» написана по мотивам Пятой песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте, великого поэта Возрождения. Композитор предпослал партитуре подробную литературную программу: «Данте, сопутствуемый тенью Вергилия, спускается во вторую область адской бездны. Воздух здесь оглашен стенаниями, воплями и криками отчаяния. Среди могильного мрака рвется и мечется буря. Адский вихрь неистово мчится, унося в своем диком кружении людей, разум коих помрачила в жизни любовная страсть...

Первый концерт для фортепиано с оркестром  
Среди трех фортепианных концертов Чайковского Первый выделяется во многих отношениях — и значительностью замысла, и мелодической щедростью, и удивительным совершенством формы — будто он вылился легко, в одном порыве вдохновения. На самом деле сочинение концерта стоило композитору невероятных усилий...

Итальянское каприччио  
В феврале 1880 г. Чайковский стал зрителем традиционного карнавала в Риме. Шествия, маскарады, пушечная пальба, фейерверки продолжались несколько дней. «Кипучее веселье римской толпы» захватило композитора, воображение его разыгралось. Все это было как нельзя кстати: в то время Чайковский работал над сочинением на итальянские темы «вроде испанских фантазий Глинки»...

Серенада для струнного оркестра  
«Серенада для струнного оркестра» — одна из самых лучезарных страниц музыки Чайковского — возникла в ту пору жизни композитора, когда после создания Четвертой симфонии и «Евгения Онегина» он ощутил новый могучий приток творческих сил. По признанию автора, она была написана как бы «нечаянно», словно вылилась сама собой...

Концерт для скрипки с оркестром  
Весной 1878 г. Чайковский переживал благодатное обновление после невзгод 1877 г. «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем!» К моменту, когда писались эти строки, была закончена 1 часть скрипичного концерта — произведения счастливого и мудрого, исполненного высшей душевной гармонии...


П.И. Чайковский «Пиковая дама» П.И. Чайковский «Пиковая дама»  
Либретто «Пиковой дамы» написано братом композитора Модестом Чайковским по известной одноименной повести Александра Пушкина. При переделке в оперу повесть претерпела ряд изменений, из которых наиболее существенные коснулись образа Германа. Пушкинский Герман — честолюбец, умеющий подчинить свои чувства и поступки трезвому расчету. У Чайковского Герман человечнее, страсти его необузданы и стихийны: это одинокая мятущаяся и страдающая душа...


Симфонические сочинения:

•  6 симфоний (1866, посл. ред. 1874; 1872, 2 ред. 1879; 1875; 1877; 1888; 1893);
•  симфония «Манфред» (1885);
•  увертюра «Гроза» (1864);
•  поэма «Фатум» (1868);
•  увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» (1869, посл. ред. 1880); «Гамлет» (1880);
•  фантазии «Буря» (1873), «Франческа да Римини» (1876);
•  Славянский марш (1876);
•  4 сюиты (1879); 1883; 1884; 1887 — «Моцартиана»);
•  Итальянское каприччио (1880);
•  Серенада для струн. орк. (1880)
•  Торжественная увертюра «1812 год» (1880);
•  баллада «Воевода» (1891),
•  3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880, 1893);
•  Вариации на тему рококо и Пеццо каприччиозо для виолончели с оркестром (1876, 1887);
•  Концерт для скрипки с оркестром (1878).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Русская музыка   • Чайковский Пётр Ильич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru