ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

Чайковский Пётр Ильич

ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ («ЗИМНИЕ ГРЕЗЫ») СОЛЬ МИНОР

СОЧ. 13 (1866 — 1874)
I. «Грезы зимней дорогой» (Allegro tranquillo).
II. «Угрюмый край, туманный край» (Adagio cantabile ma non tanto).
III. Allegro scherzando giocoso.
IV. Andante lugubre. Allegro moderato. Allegro maestoso
Первое исполнение — 3 февраля 1868 г. в Москве под упр. Н. Рубинштейна

Я люблю нашу русскую природу больше всякой другой и русский зимний пейзаж имеет для меня ни с чем не сравнимую прелесть.
П. Чайковский

«Многострадальной» называл Чайковский свою первую симфонию. Сочинялась она долго и трудно, неоднократно переделывалась. Несмотря на это (а может быть именно благодаря этому!) композитор любил ее всю жизнь. Из всех симфоний Чайковского Первая — самая лирическая. И лирика ее особенная: добрая, душевно открытая, рожденная большой любовью к родной земле.

I часть овеяна поэзией русского санного пути с его томительным однообразием пейзажа, гулкой тишиной, неясными мечтаниями под «колокольчик однозвучный». Напевная, мягкая по очертаниям главная тема (флейта и фагот) скована грустью. Но временами будто все озаряется вспышками света. Быть может, это те «моменты экстатического восторга, которые дает природа», как писал композитор в одном из писем. Более ровно и продолжительно светит побочная тема — чистая, как свирельный наигрыш, мелодия кларнета. Оркестр в первой части прозрачный, почти камерный. Лишь в разработке краски тревожно сгущаются, предвещая грозные драматические мазки зрелых симфоний Чайковского.

II часть композитор сочинял под впечатлением от поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам. В музыке не много пейзажных деталей. Созерцание природы вызывает поток возвышенных чувств и размышлений. Отсюда — беспредельная щедрость песенного дыхания. Оркестр поет так искренне и с такой естественностью, как это бывает только у Чайковского. Главенствует одна тема, она дышит привольем и мудрой грустью протяжных крестьянских песен. Другая тема, благородно звучащая у струнных, служит своего рода рамкой: ею начинается и заканчивается часть.

III часть — скерцо — почти вся произносится как бы на полушепоте. Музыка скользит легко, воздушно, но изгибы мелодии слышны отчетливо, как в песне; они ласково-настойчивы, порой печальны. Затем является изящный плавный вальс. В нем — поэзия домашних балов, робких интимных признаний. В конце части вальс на мгновение оживает. Погрустневший, минорный, он звучит с оттенком сожаления, как воспоминание о чем-то невозвратимом...

В IV части мечтательная лирика предшествующих частей отступает перед иными образами. Восхищение величием родного края, ~вера в его славное будущее слышатся в музыке финала. Однако в медленном вступлении царит предрассветный мрак, тяжело и прерывисто звучит мелодия русской народной песни «Я посею ли, млада», перенесенная в минор. Постепенно рассеивается мгла, открывая, по словам Б. Асафьева, «яркую ... картину народного праздника с гулом и разгулом, с бесшабашным, оглушительным трезвоном колоколов». В буйный пляс вовлекается и народная мелодия из вступления. Она же, облаченная в могуче-торжественные аккорды медных, гимнически завершает симфонию.


Следующая страница: Вторая симфония

      • Главная   • Русская музыка   • Чайковский Пётр Ильич   • Первая симфония. «Зимние грёзы»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru