ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

(1844 — 1908)

В звуковых картинах [Римского-Корсакова]... царит и веет дух народного сказочного воображения, перенесенный в мир звуковых представлений, в не менее волшебную, чем сами сказки, область оркестрового ... творчества.
Б. Асафьев

За долгую творческую жизнь Римский-Корсаков лишь дважды обращался к симфонической музыке: на заре композиторской деятельности (в 1860-е гг.), когда создавались Первая симфония, Увертюра на русские темы, музыкальная картина «Садко», Сербская фантазия, симфоническая сюита «Антар», и в 1880-е гг., ознаменованные созданием «Сказки», Симфоньетты, Скрипичной фантазии, Фортепианного концерта, Испанского каприччио, увертюры «Светлый праздник» и «Шехеразады». Все остальное время было почти безраздельно отдано музыкальному театру. 15 оперных партитур — таков итог напряженного труда композитора. Всякому, кто знаком с творчеством Римского-Корсакова, заметна теснейшая связь обоих жанров — симфонического и оперного.

Вряд ли можно переоценить роль оркестра в операх Римского-Корсакова. Широкоразвитые оркестровые эпизоды, такие, как «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже», вошли в золотой фонд мирового симфонизма. С другой стороны, симфонические произведения композитора испытали глубокое воздействие его оперной эстетики. Они, как правило, программны, причем Римский-Корсаков тяготеет не к обобщенной программности (типа увертюр Чайковского), а к живописно-изобразительной. Музыка его всегда по-театральному конкретна, пластична, вызывает живые зрительные представления. Изумителен оркестр РимскогоКорсакова. Редко кто из композиторов достигал такого разнообразия звучностей, филигранности деталей, умения тембром передать жест, действие, краску.

«ШЕХЕРАЗАДА», СИМФОНИЧЕСКАЯ СЮИТА

Посвящается В. В. Стасову

СОЧ. 35 (1888)
I. Largo e maestoso. Lento. Allegro non troppo.
II. Lento. Andantino.
III. Andantino quasi allegretto.
IV. Allegro molto
Первое исполнение — 22 октября 1888 г. в Петербурге под упр. автора

Симфоническая сюита «Шехеразада», созданная по мотивам знаменитого сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь», по праву считается вершиной корсаковского симфонизма. Единство замысла, значительность масштабов, гибкие мелодические связи между частями делают ее подобной симфонии или 4-частной симфонической поэме.

Композитор приложил к партитуре следующую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

В первом издании сюиты каждая часть имела программный заголовок: I. Море и Синдбадов корабль; II. Фантастический рассказ Календера-царевича; III. Царевич и царевна; IV. Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

Впоследствии названия были уничтожены автором из-за «нежелательного... искания слишком определенной программы...» И это не удивительно: композитор вполне мог рассчитывать на выразительность музыки, на ее удивительную пластичность и образность, которая дает богатую пищу для фантазии слушателя.

Медленное вступление сжато излагает два резко различных образа. Могучий и властный возглас оркестра вызывает в воображении грозный облик султана Шахриара. После волшебно тающих аккордов деревянных духовых вступает скрипка с нежно-узорчатой мелодией Шехеразады. Обе темы вступления, как, кстати, и некоторые другие мелодии «Шехеразады», постоянно проникают в музыкальную ткань разных частей сюиты. Автор, однако, предупреждал, что, «являясь каждый раз при различном освещении... и выражая различные настроения, те же самые мотивы и темы соответствуют всякий раз различным образам, действиям и картинам»

Так, в I части, развертывающей один из эпизодов сказок Шехеразады, мелодии вступления, слегка измененные, рисуют то спокойное, то бурное море, по которому плывет корабль Синдбада.

В начале II части тема Шехеразады опять звучит у солирующей скрипки: султанша приступает к очередной сказке... Неторопливо течет рассказ царевича Календера о пережитых им чудесных приключениях, Все увлеченнее звучит голос рассказчикавот уже в музыке оживают картины стремительной скачки, жестоких сражений.

III часть воспринимается как лирическая сцена — ожидание царевичем любимой им царевны, ее приезд в окружении свиты и радость встречи. В музыке, по словам Б. Асафьева, «разлито настроение томной любовной неги и ласкового оцепенения, прерываемого легкой, но отчетливо парящей танцевальной мелодией».

В IV части два изумительно красочных эпизода. Первый рисует пестрый и шумный праздник в Багдаде. Во втором возникает картина бушующего моря. Резкий аккорд оркестра — Синдбадов корабль разбивается о скалу. Наступает эпилог. В последний раз произносит скрипка мелодию Шехеразады, Ей задумчиво отвечает смягчившаяся тема султана Шахриара.

ИСПАНСКОЕ КАПРИЧЧИО

СОЧ. 34 (1887)
I. Альборада.
II. Вариации.
III. Альборада.
IV. Сцена и песня цыганки.
V. Астурийское фанданго
Первое исполнение — 5 декабря 1887 г. в Петербурге под упр. автора

В 1887 году озаряет всех и изумляет лучистое Испанское каприччио ...
Б. Асафьев

В 1887 г. Римский-Корсаков принялся за скрипичную фантазию на испанские народные темы. Уже был готов набросок фантазии, когда композитор решил переработать ее в оркестровую пьесу. Так родилось Испанское каприччио — темпераментное симфоническое полотно, сверкающее множеством красок. Неожиданные смены тембров, резкие сопоставления оркестровых групп и виртуозных соло, острота ритма — все это великолепно передает стихию огненной испанской пляски. Кажется, будто мелькают одна за другой пестрые сцены народного празднества: пьеса построена в виде сюиты из б разнохарактерных частей, следующих друг за другом без перерыва. Каприччио начинается жизнерадостной «Альборадой». Стремительная мелодия то шумно и весело звучит у всего оркестра, то перехватывается кларнетом, и наконец затихает вдали ...

II часть навевает образы природы. Пасторальный колорит отчетливее'всего проступает во 2-й вариации (всего их 5), где поэтический диалог английского рожка и валторны напоминает перекличку пастушьих свирелей.

В III части проносится знакомая музыка «Альборады», но в несколько ином инструментальном наряде. Призывной фанфарой и треском малого барабана открывается IV часть. Вначале следует целый фейерверк виртуозных каденций медных инструментов, скрипки, флейты, кларнета, арфы. Такими прелюдиями-импровизациями, сопровождающими выход солиста, часто открываются народные танцы. Начинается страстный пляс, он постепенно разгорается до неистового вихря. Ликующий возглас тромбонов, щелканье кастаньет знаменуют начало V части. Эта грандиозная массовая пляска достойно венчает картину празднества.


Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»  
В «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии» древний русский эпический стиль, связанный с народными легендами, преданиями и фантастикой, проявился с особенной глубиной и значительностью. Созданное в поздний, зрелый период, это произведение — не только одно из лучших в творчестве Римского-Корсакова, но по своему значению завершает классический этап развития жанра русской народной эпической оперы.


Симфонические сочинения:

•  3 симфонии (1865, посл. ред. 1884; 1868, посл. ред. 1897);
•  сюита «Антар» (1873, посл. ред, 1884);
•  музыкальная картина «Садко» (1867, посл. ред. 1892);
•  Увертюра на русские темы (1866, посл. ред. 1880);
•  Фантазия на сербские темы (1867, посл. ред. 1889);
•  «Сказка» (1880);
•  Симфоньетта на русские темы (1885);
•  Испанское каприччио (1887);
•  увертюра «Светлый праздник» (1888);
•  Концерт для фортепиано с оркестром (1882);
•  Фантазия для скрипки с оркестром на русские темы (1885);
•  Серенада для виолончели с оркестром (1893);
•  «Дубинушка» для оркестра с хором (1906).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Чайковский Пётр Ильич

      • Главная   • Русская музыка   • Римский-Корсаков Николай Андреевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru