ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичШестая симфонияДвадцать первая симфонияДвадцать седьмая симфонияПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше)

НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ МЯСКОВСКИЙ

(1881 — 1950)

Искусство Мясковского — искусство глубоких мыслей, трогательных острых волнений, прекрасных дум. Б. Асафьев

Положение Мясковского среди композиторов ХХ в. в известном смысле исключительно — только он один почти целиком посвятил себя созданию симфоний. 27 симфоний — такая цифра давно, пожалуй, не встречалась в «послужном списке» композиторов.

Мясковский рано осознал свое призвание. Вспоминая о своей Первой симфонии (1908), он писал: «Я впервые почувствовал, что именно в этой области буду высказываться охотнее всего» . И действительно, Мясковский обладал всеми необходимыми качествами симфониста-драматурга: глубиной ума, склонностью к обобщениям, чувством современности, владел крупной формой. Жгучие конфликты жизни и сложные процессы человеческой психики приковывали внимание композитора.

В этом смысле он близок традициям лирико-драматического симфонизма Чайковского. Претворяет он их самобытно. Драматические коллизии редко достигают у Мясковского трагической остроты. Тяготение к интеллектуализму и эпичности выражения придает его драматизму сдержанные, порой суровые черты. Эпическая сдержанность присуща и своеобразнейшей лирике Мясковского. Этим она заметно отличается от пылкой, порывистой, эмоционально открытой лирики Чайковского или Рахманинова, приближаясь по характеру к лирике Римского-Корсакова, Глазунова.

В этом отношении показателен отзыв Мясковского о музыке боготворимого им Прокофьева: «Из лирики Прокофьева чувством большого художника изгнана чувствительность, то есть элемент разлагающий... Его лирика сдержанна, потому и будет больше действенна» . В лирических высказываниях Мясковского нередко ощущается и гражданственная нота, когда композитор вдохновенно поет о родине, ее просторах, мужественном ее народе.

Неустанно, с великим упорством искал Мясковский путей к народному сердцу, чтобы, по собственному признанию, «чувствовать себя вполне художником наших дней» . В своем искусстве он стремился говорить о большом, важном, обращаясь к волнующим темам современности. События первой мировой войны, непосредственным участником которых он был, повлияли на замысел Пятой симфонии (1918); в основе Шестой (1923) — актуальнейшая в те годы тема отношения интеллигенции к революции. Концепции многих симфоний Мясковского связаны с проблемой формирования новой личности, высокого морального совершенствования.

В годы Великой Отечественной войны возникли мужественно-драматические Двадцать вторая и Двадцать четвертая симфонии. К лучшим симфониям Мясковского, помимо названных, относятся Шестнадцатая (написана под впечатлением известия о гибели самолета «Максим Горький» ), Двадцать первая и Двадцать седьмая.


Шестая симфония  
Шестая симфония Мясковского — первое крупное симфонической произведение, созданное в России после Октября. Значение ее в истории советского симфонизма определяется, главным образом, новизной содержания. Это была первая попытка передать в симфонической музыке дыхание новой эпохи, осмыслить события, потрясшие мир. События эти предстали в симфонии в их стихийно-могучем, трагическом величии, как нечто неизбежное, несущее бесчисленные жертвы.

Двадцать первая симфония  
"Двадцать первая — самая лирическая из симфоний Мясковского. С большой чуткостью воссоздана в ней «жизнь души» — порывы, мечты; психологически окрашенные раздумья. Симфония напоминает поэму: в ней всего 1 часть. Но развернута она широко: центральный быстрый раздел обрамлен развитым вступлением и заключением, своего рода прологом и эпилогом."

Двадцать седьмая симфония  
Двадцать седьмая симфония — последнее и, быть может, самое глубокое и совершенное симфоническое произведение Мясковского. Ярко воплотились в нем мироощущение человека наших дней, его активное, творческое отношение к жизни, нравственная сила и благородство, героика деяний.

Симфонические сочинения:
•  27 симфоний (V — 1918, VI — 1923, XVI — 1936, XXI — 1940, XXII — 1941, XXIV — 1943, XXVII — 1980);
•  поэма «Аластор» (1913);
•  Концерт для скрипки с орк. (1938), Концерт для виолончели с орк. (1945).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Русская музыка   • Мясковский Николай Яковлевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru