ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

СЕРГЕИ ИВАНОВИЧ ТАНЕЕВ

(1856 — 1915)

Великий русский музыкант, вся деятельность
которого вызывает глубокое уважение.
На музыке его лежит отпечаток мудрой
сосредоточенности и принципиальности.
Б. Асафьев

Танеев обладал многогранным талантом. В историю музыки он вошел как композитор, ученый, пианист, педагог. Среди учеников Танеева — Скрябин и Рахманинов, Метнер и Конюс, Игумнов и Гольденвейзер. Его музыкальный и моральный авторитет был непререкаем. «Без преувеличения можно сказать, что в нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство», - писал о Танееве его учитель П. Чайковский. «Какие люди, такая и музыка» , — говорил Танеев.

Это особенно справедливо по отношению к нему самому. Человек редкой самобытности, счастливо сочетавший глубокий ум, огромные знания, высокую честность и прямоту с бесконечной добротой и душевным целомудрием, он писал музыку мудрую, чистую и мужественную. Этой музыке чужда непосредственность или трепетное волнение, зато она одухотворена ясной мыслью, проникнута твердой нравственной убежденностью.

Б. Асафьев заметил однажды, что «длить музыку как глубокое раздумье,— это искусство, далеко не всем дающееся в руки и почти утерянное» . Искусством этим блестяще владел Танеев. Потому так близка ему полифония, т. е. многоголосный стиль, чутко передающий «жизнь мысли» , непрерывность ее течения.

Танеева влекла монументальность: большие, философски возвышенные идеи нуждались в просторных формах. Его опера-трилогия «Орестея» на сюжет Эсхила грандиозна по замыслу и масштабам. Подобно величественным памятникам, возвышаются кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма» .

Однако «совершеннейшей из всех музыкальных форм» Танеев считал сонатно-симфоническую: она давала возможность наиболее широко и обобщенно воплотить волновавшие его проблемы нравственного долга, высокого морального совершенствования. Стремясь к многостороннему охвату жизни, Танеев добивался контрастности в соотношении частей симфонии, придавая каждой из них законченный характер. В то же время композитор сближает эти части чертами мелодического родства: так достигается прочное единство замысла, логическая связность целого.


ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ, ДО МИНОР

СОЧ. 12 (1898)
I. Allegro molto.
II. Adagio.
III. Vivace.
IV. Allegro energico
Первое исполнение — 21 марта 1898 г. в Петербурге
под упр. А. Глазунова

Считаю Вашу симфонию прекраснейшим
современным произведением — благородный стиль,
прекрасная форма и чудесная разработка
всех музыкальных мыслей.
Н. Римский-Корсаков

Строгий и взыскательный художник, Танеев опубликовал лишь последнюю из своих 4 симфоний, обозначив ее как Первую. Симфония эта — одно из лучших и характернейших проявлений танеевского стиля. Она величава, как монумент, и пламенно-возвышенна, как речь трибуна. Ее содержание развертывается с танеевской целеустремленностью: через борьбу и преодоление стихийного начала к торжеству разума, светлому приятию мира.

Велико значение решительного, скульптурно очерченного мотива, открывающего вступление к I части. Он звучит как голос воли, веление долга. Это исходный тезис всей симфонии. Контуры вступительного мотива просвечивают почти во всех основных темах произведения. В I части из него вырастает главная тема. Суровая по облику, она тем не менее полна энергии и благородного волнения. Вальсообразная побочная тема рождает иной образ, чистый и манящий, как идеал, как мечта. Контраст между обеими темами значителен. Поэтому столько напряжения и остроты в дальнейшем развитии музыки, достигающем под конец высокой патетики.

II часть — страница истинно танеевской лирики: сдержанной, углубленной в созерцание. Плавно льется основная тема, она полна достоинства и какой-то особенной спокойной красоты. В среднем разделе — яркий жанровый эпизод, навевающий красочные образы природы.

III часть — скерцо, простодушное и изящное. Мелодически оно перекликается с предыдущими частями, но вполне самостоятельно по характеру. Музыка скользит легко и свободно, образы мелькают, роятся в причудливом, веселом хороводе.

Финал возвращает к серьезным проблемам, к драматизму борьбы. Его главная тема — вариант главной темы I части; теперь она напоминает волевой, мужественный марш. Impetuoso - бурно, горяча — так обозначил композитор побочную тему, насыщенную ораторским пафосом. Музыка устремляется дальше, решительно и активно движется к высшей точке финала, когда вальсовая побочная тема I части превращается в светлый, ликующий гимн. В ' радостном хоре сливаются основные мелодии симфонии, завершая ее восторженным апофеозом.

Симфонические сочинения:
•  4 симфонии (1874, 1877, 1884, 1898);
•  увертюра До мажор (1882),
•  увертюра «Орестея» (1889);
•  Концертная сюита для скрипки с орк. (1909).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Калинников Василий Сергеевич

      • Главная   • Русская музыка   • Танеев Сергей Иванович   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru