ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

ДМИТРИИ БОРИСОВИЧ КАБАЛЕВСКИЙ

(1904-1987)

«Чувствовать себя органически связанным с живой советской жизнью, чтобы эта жизнь заражала своей значительностью, вдохновенностью и красочностью», — вот что считал главным для композитора Кабалевский. В своем творчестве он неизменно стремился претворить эти слова в дела. Все произведения Кабалевского отмечены чертами неутомимых поисков, ощущением современности, жизнеутверждением и молодостью. Образы юности, светлые, романтически приподнятые, образы наших молодых современников, стремящихся к счастью, умеющих отстоять, завоевать его, мыслящих это счастье не своим узко личным, а неотъемлемым от судьбы страны, от больших идей современности, — вот что неизменно волнует Кабалевского.

Музыка Кабалевского отмечена интонационной свежестью, искренностью выражения, тонким художественным вкусом. Будучи глубоко национальным художником, Кабалевский смело использует в своих произведениях богатейшие сокровища русского народного фольклора; его творчество тесно связано с традициями русской музыкальной классики, а также с многообразными интонациями сегодняшнего дня, и в особенности с советской массовой песней. Кабалевский не только композитор. Пианист, дирижер, педагог, музыкальный критик и общественный деятель, он всегда, прежде всего — страстный пропагандист музыки, борец за прекрасное социалистическое искусство.


УВЕРТЮРА К ОПЕРЕ «КОЛА БРЮНЬОН» (1937)

Премьера оперы — 22 февраля 1938 г. в Ленинградском Малом оперном театре

В 1937 г. Кабалевский закончил оперу «Кола Брюньон» — одно из лучших своих произведений. О книге, вдохновившей его, композитор писал: «Сила роллановской книги ... в характере героев, прежде всего в характере самого Кола, в народном духе, насквозь ее пронизывающем, в ее громадном жизнеутверждающем оптимизме» . Кабалевскому в своей музыке удалось претворить те черты, которые восхищали его в «Кола Брюньоне» Роллана. В центре оперы — сам Брюньон, и увертюра — это, в первую очередь, его портрет, покоряющий жизнелюбием и народным, притом истинно французским характером (композитор побывал в Кламси — на родине Брюньона, тщательно изучал французский фольклор).

После краткой заставки рождается, подобно вихрю, стремительная, но нежная, с прихотливым ритмом тема. Она безостановочно кружится, повторяясь каждый раз в несколько измененном виде... Средний раздел увертюры — широкий, распевный (ария Кола). И вновь, исподволь, постепенно разворачивается упругая словно пружина энергичная начальная мелодия. Она то приостанавливает свой бег, то снова включается в кипучий хоровод, становясь более страстной и взволнованной. В целом увертюра лаконична, но содержательна, ярка и удивительно эмоциональна.


КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, ДО МАЖОР

Посвящается советской молодежи

СОЧ. 48 (1948) I. Allegro molto e con brio.
II. Andantino cantabile.
III. Vivace giocoso
Первое исполнение — 1948 г. в Москве,
солистка Д. Шнейдерман

В конце 40-х гг. Кабалевский задумал создать своеобразный цикл — триаду инструментальных концертов, воплощающих образы советской молодежи. Открыл триаду скрипичный концерт. Технически не очень сложный, предназначенный для учащихся музыкальных училищ, студентов первых курсов консерваторий, концерт этот очень быстро вышел на большую эстраду, зазвучал во многих странах Европы, Азии, Америки.

Уже начальная фраза оркестра — волевая, полная скрытой энергии — определяет характер 1 части, жизнерадостной, устремленной вперед. Главная тема словно выливается из оркестровой «заставки» . Она такая же пылкая, с упругим ритмом, но протяженная, непрерывно и активно развивающаяся. Побочная тема (в основе ее украинская народная песня) лирическая, распевная; но подхваченная общим стремительным движением, она перерастает в светлую величественную песнь.

II часть — одна из самых обаятельных страниц музыки Кабалевского. Это — своеобразный романс, «вокализ» , который солирующая скрипка поет словно человеческий голос, светло, задумчиво, порою взволнованно.

Финал концерта — стихия веселья, ликующей радости, В безостановочном танце мчатся одна за другой мелодии, напоминающие напевы молодежных и детских песен Кабалевского.


Симфонические сочинения:

•  4 симфонии (1932, 1934, 1933, 1956), [Третья симфония — «Реквием» , написанная к 10-летию со дня смерти В. И. Ленина, была закончена прежде Второй.]
•  3 концерта для фортепиано с оркестром (1929, 1936, 1952),
•  Симфоническая сюита Комедианты» (1940),
•  Концерт для скрипки с оркестром (1948),
•  Концерты для виолончели с оркестром (1949, 1964).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Хачатурян Арам Ильич

      • Главная   • Русская музыка   • Кабалевский Дмитрий Борисович   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru