ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

ВАСИЛИИ СЕРГЕЕВИЧ КАЛИННИКОВ

(1866 — 1901)

Трагически сложилась судьба Калинникова. Он умер на 35 году жизни, в расцвете творческих сил. Его композиторская деятельность длилась меньше одного 10-летия! Написано им немного — 2 симфонии, музыка к трагедии А. К. Толстого «Царь Борис» , пролог к опере «В 1812 году» , несколько оркестровых произведений, романсы, фортепианные пьесы. Но и этого оказалось достаточным, чтобы выдвинуть их автора в ряд крупнейших русских композиторов конца XIX в.

По дарованию Калинников прежде всего симфонист; В его стиле своеобразно соединились традиции Бородина и Чайковского — эпическая широта с сердечным теплым лиризмом. Музыка Калинникова рождена юношеской влюбленностью в жизнь, в просторы родной земли. Она течет естественно, плавно, свободно. Калинников не цитировал народных мелодий, но его музыкальная речь органически близка им своей глубокой напевностью, искренней простотой.


ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ, СОЛЬ МИНОР

I. Allegro moderato.
II. Andante commodamente.
III. Allegro non troppo.
IV. Allegro moderato. Allegro risoluto
Первое исполнение — 8 февраля 1897 г. в Киеве
под упр. А. Виноградского

Первая симфония — самое известное сочинение Калинникова. И не удивительно: в ней наиболее свежо и ярко воплотились лучшие свойства его дарования. Музыка симфонии — душевно ясная, открытая. Колорит солнечный, тон повествования непосредственный, предельно искренний. Отсутствие резких драматических контрастов восполняется насыщенностью лирического чувства.

Особой эмоциональной приподнятостью отличается I часть. В главной теме сплавлены мужественность и мягкая грусть, энергия и певучесть, как в русской эпической песне. Широко разливается побочная тема — трепетная, увлеченная. В разработке обе темы многообразно варьируются; в их звучании появляется напряженность, а порой и драматизм.

Песнью русской природе можно назвать II часть. Музыка ее живописна, она напоминает лирические пейзажи Саврасова. Характер мелодий, звучание оркестра — все выдержано в нежных пастельных красках. Задумчивой первой теме, плывущей на фоне баюкающего аккомпанемента скрипок и арф, суждено было сыграть важную роль в музыке финала. Ей мягко контрастирует вторая тема — меланхоличная и томная мелодия гобоя.

III часть — жизнерадостное звонкое скерцо, рисующее сцену народного гулянья. Удалой и размашистой главной теме противостоит в среднем разделе трогательно-грустная мелодия в духе свирельного наигрыша.

Финал начинается главной темой I части: прежде чем подводить итог симфонии, композитор обращается к ее истоку, Основная тема финала вырывается как сноп света, как шум ликующей толпы. Музыка по-танцевальному упруга, она полна неутомимого радостного движения. Наконец, могучий хор медных провозглашает задумчивую тему II части симфонии. Здесь она звучит восторженно и сильно, как радостный гимн родной земле.

Симфонические сочинения:
•  2 симфонии (1895, 1897); •  3 фуги (1889); •  Скерцо (1889), Сюита (1892), Серенада для струн. орк. (1893), 2 интермеццо (1896, 1897) картина «Кедр и пальма» (1898).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Глазунов Александр Константинович

      • Главная   • Русская музыка   • Калинников Василий Сергеевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru