ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ

(1906-1975)

Я глубоко убежден, что со времен Бетховена еще не было композитора, который бы мог с такой силой внушения разговаривать с массами.
С. Кусевицкий

В музыкальной летописи XX века творчеству Шостаковича принадлежит одна из самых правдивых и впечатляющих страниц. Его музыка рождена могучим художественным талантом, помноженным на страсть гражданина-борца: большие события современной истории определяют ее содержание, ее внутренний «нерв».

Искусство Шостаковича не предназначено для людей ленивого ума и бедной фантазии. Оно не доступно тем, кто ищет в музыке лишь отдых и развлечение, внимая приятным, ласкающим слух звучаниям. Красота музыки Шостаковича и наслаждение, доставляемое ею, относятся к духовным явлениям высшего порядка. В этом смысле Шостаковича нередко сравнивают с такими художниками, как Данте, Микеланджело, Рембрандт, Мусоргский, чье искусство не только радует, но и потрясает. Вероятно, иным не может быть искусство, стремящееся проникнуть в глубь явлений, выявить коренные противоречия жизни, говорить о насущнейших проблемах человечества. Не случайно для выражения своих идей Шостакович наиболее охотно обращается к симфонии — самому философскому жанру музыки.

Симфонизм Шостаковича пронизан острым ощущением современности. В нем нашли воплощение конфликты, социальные противоречия и потрясения, суровый драматизм нашей эпохи, ее героический дух. Тринадцать симфоний Шостаковича — богатейший мир образов: от углубленных, психологически острых размышлений до тонкой, юношески целомудренной лирики; от страшного натиска злых сил до величавой скорби; от беззаботного смеха до гневного пафоса обличения. Новое содержание вызвало к жизни новые средства выразительности. Прежде всего — новую мелодию. Она несколько угловата, ее изгибы порой неожиданны. Развертывается она трудно, напряженно, как ищущая человеческая мысль. А как часто, особенно в начале симфоний, звучат интонации призыва, пламенной ораторской речи! Исключительно оригинален оркестр Шостаковича. Для него характерны необычные сочетания тембров, изобилие сольных эпизодов, внезапные сопоставления мощных звучаний с прозрачными, камерными.

Много нового и в драматургии симфонии. Углубляя контрасты между частями, Шостакович сталкивает в рамках одной симфонии далекие образные «миры», резко различные стороны жизни. Первые части, вопреки классическим традициям, идут, как правило, в медленном движении: в них значительное место отводится неспешным, сосредоточенным раздумьям. В связи с этим быстрая скерцозная часть помещается не на третьем, а на втором месте. Скерцо Шостаковича богаты по содержанию, велико их значение в общем замысле симфонии. Медленные средние части поражают глубиной постижения человеческой психики, интенсивностью музыкального «тока», широтой дыхания. Решение финалов отличается разнообразием и оригинальностью.

На этой ответственной стадии симфонического «действия» проявляются лучшие свойства дарования Шостаковича как симфониста-драматурга и как мыслителя-гуманиста: в финале композитор нередко напоминает слушателю драматические образы предшествующих частей, ибо «человеческая память — инструмент далеко не совершенный, она часто и многое склонна забывать, но художник этого права не имеет»


Первая симфония  
Первая симфония Шостаковича принадлежит к ранним достижениям советского симфонизма, в которых запечатлелся мир новых чувств, динамика новой жизни. Юношеская свежесть, искристость сочетаются в ней с необычной для 18-летнего композитора серьезностью, порой суровостью тона. Преобладают быстрые темпы, энергичные, деятельные эмоции. Но их развитие не идет по прямой линии: оно осложняется состояниями тревожных сомнений, неверия, подчас — иронии.

Четвертая симфония  
Необычна судьба этой симфонии. Она была закончена 20 мая 1936 г. и уже репетировалась, когда автор отменил премьеру. И не удивительно: к этому времени вокруг творчества Шостаковича сложилась крайне неблагоприятная обстановка. Некоторые его сочинения подверглись резкой и необъективной критике.

Пятая симфония  
Страстный гуманизм симфонии не мог остаться незамеченным в годы, предшествовавшие второй мировой войне: уже через несколько месяцев после премьеры Пятая симфония исполнялась за рубежом в концерте «Песни мира», который проходил под лозунгом международной солидарности в борьбе против фашизма. Эмоциональный тонус тех лет, сложное переплетение энтузиазма, горьких недоумений, светлых надежд и тяжелых предчувствий — все это сказалось на образном строе музыки.

Шестая симфония  
Время помогло осознать смысл этой смелой, оригинальной концепции. Три части симфонии — три мира образов. В пределах одного произведения показаны резко различные грани жизни. Композитор словно подчеркивает мысль о ее многоликости, захватывающем многообразии ее проявлений.

Седьмая симфония  
Гигантская музыкальная фреска о грозном бедствии человечества была создана в самом начале Великой Отечественной войны. К концу сентября уже были закончены первые 3 части. Они сочинялись а блокадном Ленинграде, подвергавшемся артиллерийским обстрелам и воздушным налетам. Они сочинялись композитором, который вместе с другими ленинградцами выезжал за город рыть окопы, и, будучи бойцом противопожарной команды, жил на казарменном положении в консерватории.

Восьмая симфония  
У каждого художника есть произведение, в котором ему удается с наибольшей полнотой выразить себя, свои идеалы, художественное кредо, темперамент. Тогда оно становится как бы эталоном его творчества, сгустком самых существенных свойств стиля, Такова Восьмая симфония Шостаковича. Правдивость ее беспощадна, эмоции раскалены до предела, напряжение выразительных средств достигает критической точки.

Девятая симфония  
После монументальных Седьмой и Восьмой многие ждали от Шостаковича не менее монументальной симфонии победы. Вместо этого композитор создал произведение предельно скромное и непритязательное. Не ликующее торжество, а счастливую улыбку, радостный вздох облегчения выразил он в своей музыке.

Десятая симфония  
Музыка симфонии пронизана пламенным беспокойством. Она обличает зло, взывает к совести, учит серьезному отношению к жизни. Но в ней не показаны ни образы зла, ни их столкновение с положительными силами. В этом смысле Десятая симфония глубоко самобытна. Ее можно сравнить не с эпическим романом, а с лирической поэмой: жизнь предстает не в объективно изображенных картинах, а в горячем субъективном восприятии художника.

Одиннадцатая симфония «1905 год»  
К созданию Одиннадцатой симфонии Шостакович шел постепенно. Она была подготовлена целым рядом сочинений. Тема революции осваивалась композитором еще во Второй («Посвящение Октябрю» ) и Третьей («Первомайская» ) симфониях. В 195I г. возникают Десять поэм для хора без сопровождения на слова руских революционных поэтов конца XIX и начала ХХ в. Наиболее развернутая из них — «9-е января» (слова А. Коца, автора русского текста «Интернационала» ). Не удивительно, что две основные мелодии этой поэмы заняли едва ли не центральное положение в Одиннадцатой симфонии.

Двенадцатая симфония «1917 год»  
Симфония воспринимается как монолитный музыкальный монумент — все 4 части исполняются без перерыва. Так было и в Одиннадцатой симфонии. Обе симфонии сближает еще одна деталь: каждая часть снабжена названием. Однако в Двенадцатой заголовки раскрываются более обобщенно, музыка не столь предметна и вызывает широкий круг жизненных представлений.

Концерт для скрипки с оркестром  
Скрипичный концерт Шостаковича часто называют «концертом-симфонией» или «симфонией для скрипки с оркестром» не только из-за внушительной 4-частной композиции, но главным образом из-за углубленности содержания. Действительно, на всем произведении лежит печать какой-то особенной серьезности и значительности. Все его части охвачены, как обручем, единой мыслью. И мысль эта — о человеке, об удивительной многогранности его души.

Концерт для виолончели с оркестром  
За короткий срок виолончельный концерт Шостаковича завоевал положение одного из наиболее часто исполняемых произведений этого жанра. Этому не помешали ни сложность образно-эмоционального содержания, ни исключительная трудность и ответственность сольной партии. Концертирующей виолончели принадлежит главенствующая роль в музыкальном «действии», она управляет им подобно режиссеру: вводит почти все основные темы, задает характер частей и эпизодов, господствует в решающих, переломных точках развития.


Симфонические сочинения:

•  13 симфоний (1925, 1927, 1929, 1936, 1937, 1939, 1941, 1943, 1945, 1953, 1957, 1961, 1962);
•  5 фрагментов для оркестра (1935);
•  Праздничная увертюра (1954);
•  2 концерта для фортепиано с оркестром (1933, 1957);
•  Концерт для скрипки с оркестром (1948),
•  Концерт для виолончели с оркестром (1959);
•  Новосибирские куранты (Огонь вечной славы) (1960);
•  Увертюра на русские и киргизские народные темы (1963).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Русская музыка   • Шостакович Дмитрий Дмитриевич   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru