Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше) |
ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ(1906-1975)
Я глубоко убежден, что со времен Бетховена еще не было композитора, который бы мог с такой силой внушения разговаривать с массами. В музыкальной летописи XX века творчеству Шостаковича принадлежит одна из самых правдивых и впечатляющих страниц. Его музыка рождена могучим художественным талантом, помноженным на страсть гражданина-борца: большие события современной истории определяют ее содержание, ее внутренний «нерв». Искусство Шостаковича не предназначено для людей ленивого ума и бедной фантазии. Оно не доступно тем, кто ищет в музыке лишь отдых и развлечение, внимая приятным, ласкающим слух звучаниям. Красота музыки Шостаковича и наслаждение, доставляемое ею, относятся к духовным явлениям высшего порядка. В этом смысле Шостаковича нередко сравнивают с такими художниками, как Данте, Микеланджело, Рембрандт, Мусоргский, чье искусство не только радует, но и потрясает. Вероятно, иным не может быть искусство, стремящееся проникнуть в глубь явлений, выявить коренные противоречия жизни, говорить о насущнейших проблемах человечества. Не случайно для выражения своих идей Шостакович наиболее охотно обращается к симфонии — самому философскому жанру музыки. Симфонизм Шостаковича пронизан острым ощущением современности. В нем нашли воплощение конфликты, социальные противоречия и потрясения, суровый драматизм нашей эпохи, ее героический дух. Тринадцать симфоний Шостаковича — богатейший мир образов: от углубленных, психологически острых размышлений до тонкой, юношески целомудренной лирики; от страшного натиска злых сил до величавой скорби; от беззаботного смеха до гневного пафоса обличения. Новое содержание вызвало к жизни новые средства выразительности. Прежде всего — новую мелодию. Она несколько угловата, ее изгибы порой неожиданны. Развертывается она трудно, напряженно, как ищущая человеческая мысль. А как часто, особенно в начале симфоний, звучат интонации призыва, пламенной ораторской речи! Исключительно оригинален оркестр Шостаковича. Для него характерны необычные сочетания тембров, изобилие сольных эпизодов, внезапные сопоставления мощных звучаний с прозрачными, камерными. Много нового и в драматургии симфонии. Углубляя контрасты между частями, Шостакович сталкивает в рамках одной симфонии далекие образные «миры», резко различные стороны жизни. Первые части, вопреки классическим традициям, идут, как правило, в медленном движении: в них значительное место отводится неспешным, сосредоточенным раздумьям. В связи с этим быстрая скерцозная часть помещается не на третьем, а на втором месте. Скерцо Шостаковича богаты по содержанию, велико их значение в общем замысле симфонии. Медленные средние части поражают глубиной постижения человеческой психики, интенсивностью музыкального «тока», широтой дыхания. Решение финалов отличается разнообразием и оригинальностью. На этой ответственной стадии симфонического «действия» проявляются лучшие свойства дарования Шостаковича как симфониста-драматурга и как мыслителя-гуманиста: в финале композитор нередко напоминает слушателю драматические образы предшествующих частей, ибо «человеческая память — инструмент далеко не совершенный, она часто и многое склонна забывать, но художник этого права не имеет» Первая симфония Четвертая симфония Пятая симфония Шестая симфония Седьмая симфония Восьмая симфония Девятая симфония Десятая симфония Одиннадцатая симфония «1905 год» Двенадцатая симфония «1917 год» Концерт для скрипки с оркестром Концерт для виолончели с оркестром
Симфонические сочинения: В.А. Фрумкин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |