ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ, МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

Посв. М. Л. Ростроповичу

СОЧ. 107 (1959)
I. Allegretto.
II. Moderato.
III. Moderato.
Allegro non troppo.
IV. Allegro non troppo
Первое исполнение — 4 октября 1959 г. в Ленинграде
под упр. Е. Мравинского, солист М. Ростропович

За короткий срок виолончельный концерт Шостаковича завоевал положение одного из наиболее часто исполняемых произведений этого жанра. Этому не помешали ни сложность образно-эмоционального содержания, ни исключительная трудность и ответственность сольной партии. Концертирующей виолончели принадлежит главенствующая роль в музыкальном «действии», она управляет им подобно режиссеру: вводит почти все основные темы, задает характер частей и эпизодов, господствует в решающих, переломных точках развития. Но и оркестр деятелен, активен, он звучит весомо и разнохарактерно, несмотря на своеобразный «облегченный» состав: струнные, деревянные, челеста, литавры и только один медный инструмент — валторна.

Решительно и твердо начинается Концерт коротким энергичным мотивом виолончели. Это главная тема I части. Она остро очерчена и мгновенно врезается в память. Начальный мотив упрямо возвращается, непрерывно нагнетая напряжение. В момент кульминации является, наконец, новая тема — внутренне неоднородный, противоречивый образ. Мелодия (ее ведет виолончель) в духе русских крестьянских напевов — не то танцевальных, не то «причетных» — трогает неподдельным волнением, какой-то истовостью выражения печали. Аккомпанемент же пугает своей механической равномерностью, свистяще-холодным тембром. Так возникает новый стимул драматического действия. Музыка полнится энергией, ее волевой напор словно стремится преодолеть сковывающие силы. Но тщетно: вновь звучит вторая тема, ожесточившаяся, яростная, злая. Лишь к концу I части наваждение исчезает, вновь приходят самообладание и воля.

II часть — средоточие теплой, сердечной лирики. Музыка полна самоуглубления. Сдержанно, без излишнего пафоса и чувствительности, поет она о нетленных ценностях жизни — о природе, человечности, Рождаются прекрасные мелодии — то спокойные, то трогательно нежные, то страстные, с нотками мольбы или вопроса. Одно из нарастаний внезапно завершается вспышкой пронзительной боли, нервного смятения. Покой нарушен. Лирическая музыка становится призрачной, меркнет в настороженной тишине.

Без перерыва начинается III часть — развернутая каденция солирующей виолончели. Это — монолог, душевно тонкий и благородный, повествующий о нелегких раздумьях, сомнениях, о неудержимых поисках идеала. «На полном скаку» влетает каденция в IU часть — финал. Здесь — шумная суета улицы, пестрая вереница образов — веселых и грациозных, легких и грубоватых. Музыка пронизана бодрой и четкой танцевальностью, но почемуто не приносит полной, исчерпывающей радости — ей недостает теплоты, открытости чувства. Таящаяся в ней ирония становится особенно заметной в сравнении с мужественной прямотой главной темы I части. Она появляется в конце финала, появляется внезапно, но кажется долгожданной и необходимой, завершая Концерт образом волевой, устремленной решимости.


      • Главная   • Русская музыка   • Шостакович Дмитрий Дмитриевич   • Концерт для виолончели с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru