Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо) |
Шостакович Дмитрий ДмитриевичДВЕНАДЦАТАЯ СИМФОНИЯ («1917 год»), РЕ МИНОРПосв. памяти В. И. Ленина
СОЧ. II 2 (1961)
И снова «Написать симфонию, посвященную памяти Владимира Ильича Ленина, — мое заветное, давнишнее желание. Мысль об этой симфонии возникла еще в 1924 году, в дни. глубокого всенародного траура» . Эти строки написаны Шостаковичем в 1940 г. Двумя годами раньше в печати появились первые сведения о работе композитора над Ленинской симфонией. Она была задумана как монументальное ораториально-симфоническое произведение на слова С. Стальского, Джамбула, Маяковского. Предполагалось использовать мелодии песен о Ленине, сложенных народными музыкантами братских республик. После подготовительной работы, изучения и отбора материала появились многочисленные эскизы будущего сочинения. Однако оно осталось незавершенным. В 1957 г. возникла Одиннадцатая симфония «1905 год», повествующая о «генеральной репетиции» Великого Октября. Это сочинение проложило путь к осуществлению давнишней мечты композитора. Не вождь революции, а сама революция — лучший памятник В. И. Ленину — оказалась в центре Двенадцатой симфонии. Незабываемые события Великого Октября определили ее содержание. Симфония воспринимается как монолитный музыкальный монумент — все 4 части исполняются без перерыва. Так было и в Одиннадцатой симфонии. Обе симфонии сближает еще одна деталь: каждая часть снабжена названием. Однако в Двенадцатой заголовки раскрываются более обобщенно, музыка не столь предметна и вызывает широкий круг жизненных представлений. Показательно, что композитор не прибегает к используемому в Одиннадцатой симфонии приему цитирования подлинных революционных напевов. Но, отказавшись от прямых цитат, Шостакович насытил мелодический язык симфонии духом революционной песенности. Так высокое обобщение соединилось с исторической достоверностью, крупномасштабные образы наполнились живым дыханием Октября. Свежий ветер революции бушует в музыке I части. Впервые в симфониях Шостаковича (если не считать юношеской Первой и миниатюрной Девятой) симфонический цикл открывается быстрой частью, исполненной бурной динамики. Три рельефно очерченные темы действуют в ней. Первую провозглашают во вступлении .виолончели и контрабасы. Суровая, богатырская по размаху, она словно подчеркивает значительность происходящего, становясь своего рода музыкальным эпиграфом всей симфонии. Из нее рождается и главная тема I части в характере быстрого марша. Она обладает даром мгновенных превращений и звучит то напористо и твердо, то встревоженно, то яростно и самозабвенно, рождая красноречивый образ революционной борьбы. Наконец побочная тема (ее тихо начинают струнные басы), покоряющая широким песенным движением, воплощает народную мечту о счастье. Но вот картина взбудораженного революцией города медленно расплывается.В музыку входят спокойствие и сосредоточенность — начинается II часть. Суровая простота северной природы и величие прозорливой ленинской мысли слились в одно целое. Плавно и вольно движется музыка к эмоциональной вершине-возвышенному монологу тромбона, проникнутому пламенной убежденностью. Многозначительный образ возникает и ранее, в среднем разделе части, когда на фоне торжественно-тихих аккордов флейта с кларнетом произносят раздумчивую и светлую мелодию. Эта мелодия превращается затем в главную тему III части. Изменения ритма и темпа сообщили ей черты мужественной решимости, волевой устремленности. Создается впечатление, что «мысль, выраженная во II части, в III начинает осуществляться в действии» (Г. Орлов). И впрямь, музыка III части необычайно действенна и, по сравнению с другими частями, наиболее живописна, Воображению рисуется тревожный сумрак осенней балтийской ночи, из которого постепенно выплывает силуэт легендарного крейсера. Музыкальным символом «Авроры» становится песенная побочная тема I части. Лучистая тема эта все настойчивее пробивается сквозь грозные звуковые вихри, а после громоподобного соло ударных, имитирующих исторический выстрел «Авроры» , победно звучит у всего оркестра. Радостным ликованием начинается финал. Напряжение битвы снимается. В живом калейдоскопе эпизодов — то монументальных, то стремительных, то юношески безмятежных и мечтательных-возникает многогранный, полнокровный образ великой победы, долгожданного освобождения. Следующая страница: Концерт для скрипки с оркестром
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |