ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ, ФА МИНОР

СОЧ. 10 (1925)
I. Allegretto. Allegro non troppo.
II. Allegro.
III. Lento.
IV. Lento. Allegro molto
Первое исполнение — 12 мая 1926 г. в Ленинграде
под упр. Н. Малько

Первая симфония Шостаковича принадлежит к ранним достижениям советского симфонизма, в которых запечатлелся мир новых чувств, динамика новой жизни. Юношеская свежесть, искристость сочетаются в ней с необычной для 18-летнего композитора серьезностью, порой суровостью тона. Преобладают быстрые темпы, энергичные, деятельные эмоции. Но их развитие не идет по прямой линии: оно осложняется состояниями тревожных сомнений, неверия, подчас — иронии. Преодоление этих состояний, борьба за утверждение противостоящих им образов воли, мужества, активного действия определяют основное содержание симфонии.

I часть открывается вступлением сумеречно-тревожного характера. После его дразнящих, угловатых мотивов (особенно запоминается первый — приглушенный, но повелительный возглас трубы с сурдиной) главная тема (кларнет) захватывает искренним волнением, собранностью чеканной маршевой поступи. В ритме х.медленного вальса появляется побочная тема (флейта)— легкая и изящная, чуть капризная. Но вот возвращаются вкрадчивые шорохи вступления, колорит заметно темнеет. Так начинается разработка, резко меняющая облик тем. Главная становится нервно-смятенной, побочная — неузнаваемо жесткой, вступительный мотив — воинственно-наглым. Часть завершается музыкой вступления, данной в несколько смягченных тонах. Возвращение вспять, к истокам драмы, рождает чувство томительного ожидания.

II часть — скерцо, увлекающее безудержностью плясового движения (в ритме галопа), сочными, темпераментными контрастами. Но шумные, веселые образы то подкупают безыскусственностью, то вдруг обнаруживают вульгарные, отталкивающие черты. В среднем разделе возникает сдержанный 2-голодный напев. Исполняемый деревянными на фоне непрерывно мерцающего тремоло скрипок, он вызывает образ беспредельной русской равнины.

В III части впервые надолго замедляется неутомимый поток музыки. Мерно колышущаяся, зыбкая музыка проникнута безотчетным томлением. Вскоре в роскошную ткань оркестра врезается короткий фанфарный мотив. Он многозначительно повторяется, подобно суровому, отрезвляющему голосу разума. Музыка течет еще сдержаннее, будто скованная скорбной думой, но это раздумье уже не только о своем, сугубо личном. Картины недавних драматических событий, отзвуки революционных бурь ожили в сознании художника. В размеренном маршеобразном ритме чудится тяжелый шаг траурного шествия. И снова — тревожные повторы знакомого мотива.

Финал — самая напряженная, драматически взволнованная часть симфонии. Господствует стремительно возбужденная тема-воплощение грозных разбушевавшихся сил. Ей противостоит вторая тема — эмоционально-открытая, благородная по облику. Она выражает живое человеческое начало. Высшая точка разгоревшейся схватки — громоподобное соло литавр. Трижды провозглашается ими суровый мотив из III части. Это поворотный момент в развитии драмы. Вниманием постепенно завладевает вторая тема., Сомнения, тревоги отступают перед решимостью действия, жаждой жизненной борьбы.


Следующая страница: Четвертая симфония

      • Главная   • Русская музыка   • Шостакович Дмитрий Дмитриевич   • Первая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru