ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичПервая симфонияЧетвертая симфонияПятая симфонияШестая симфонияСедьмая симфонияВосьмая симфонияДевятая симфонияДесятая симфонияОдиннадцатая симфония «1905 год»Двенадцатая симфония «1917 год»Концерт для скрипки с оркестромКонцерт для виолончели с оркестромКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

Шостакович Дмитрий Дмитриевич

ДЕВЯТАЯ СИМФОНИЯ, МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

СОЧ. 70 (1945)
I. Allegro.
II. Moderato.
III. Presto.
IV. Largo.
V. Allegretto
Первое исполнение — 3 ноября 1945 r, в Ленинграде
под упр, Е. Мравинского

Новое произведение Дмитрия Шостаковича преисполнено жизни.
В легкости и прозрачности музыкальной ткани симфонии таится
мощь неисчерпаемых жизненных сил и таланта.
Это бесконечно радостное произведение искусства.
C. Мравинский

После монументальных Седьмой и Восьмой многие ждали от Шостаковича не менее монументальной симфонии победы. Вместо этого композитор создал произведение предельно скромное и непритязательное. Не ликующее торжество, а счастливую улыбку, радостный вздох облегчения выразил он в своей музыке. Девятая симфония — миниатюрное 5-частное произведение. Ее продолжительность — менее 25 минут. В музыке симфонии соединились, казалось бы, несовместимые образные сферы — комическое и драматическое, лирика и гротеск. Ее развертывание изобилует, по выражению Д. Житомирского, «парадоксальными контрастами «серьезного» и «несерьезного» . Если в крайних частях царит настроение:. веселого оживления, то в средних повествование осложняется 'более глубокими, подчас суровыми образами.

I часть пронизана тонким юмором, задорной улыбкой. Секрет комизма — в необычных сочетаниях инструментов, остроумных превращениях главных тем. Первая из них, легкая и подвижная, подобно «игровым» темам Гайдна или Моцарта, отменяется второй — сочной, да>ке грубоватой. Развиваясь, обе темы причудливо трансформируются, словно скрываясь под насмешливые комедийные маски. Глубокую, но светлую грусть навевает музыка II части. Длительное копирование инструментов (кларнет, флейта), проникновенность выразительной, почти «говорящей» мелодии придают ей характер романса.

III часть — скерцо — захватывает стремительностью движения. Завораживающий бег музыки временами устрашает своей безудержностью, рождая, по словам А. Должанского, «представление о походах, парадах, движении военной машины» . В такие мгновения будто оживает тень трагических событий войны. И уже не тенью, а грозной реальностью кажется патетическая реплика медных, открывающая медленную IV часть. Медным отвечает скорбный речитатив фагота. Но вот в наступившей тишине фагот осторожно «нащупывает» новую мелодию — живую, бойко приплясывающую. Так начинается финал, музыка которого возрождает непринужденную веселость I части. Одна за другой являются темы в ритме то галопа, то марша. Темпераментное «действие» выливается под конец в кипучий, стремительный пляс.


Следующая страница: Десятая симфония

      • Главная   • Русская музыка   • Шостакович Дмитрий Дмитриевич   • Девятая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru