ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Чайковский Пётр Ильич

«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА», УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ ПО ШЕКСПИРУ

Посвящается М. А. Балакиреву

Первое исполнение — 4 марта 1870 г. в Москве под упр. Н. Рубинштейна

Мысль о создании симфонической пьесы по трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» подал Чайковскому Балакирев. Он настойчиво советовал передать такие детали трагедии, как картина раннего утра в Вероне или колоритный образ старой кормилицы Джульетты. Но Чайковскому была чужда иллюстративность. Он отказался от изображения отдельных сцен или персонажей, в том числе и самых главных, ради воплощения того, что более всего доступно симфонической музыке — самого духа шекспировской трагедии, ее эмоциональной атмосферы, ее основной идеи.

Эта идея, взятая в наиболее общем, отвлеченном от сюжетных подробностей виде, оказалась чрезвычайно близкой композитору: конфликт любви и смерти, светлых человеческих устремлений и неумолимой действительности разрабатывается Чайковским во многих симфонических произведениях. В увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта» он нашел одно из самых совершенных воплощений.

Мрачная музыка, открывающая увертюру, отмечена колоритом средневековья. Есть в ней нечто смиренное, аскетичное и вместе с тем непреложное. Здесь, по словам А. Должанского, выражен «тот нравственный закон, который господствует над жизнью героев пьесы. В то время как у Шекспира он нигде не формулируется, а лишь подразумевается, Чайковский дает ему определенное образное воплощение в виде молитвенного песнопения (хорала)». Мало-помалу во вступлении нарастают тревожные предчувствия. Вскоре они получают подтверждение — главная тема увертюры налетает, подобно шквалу. В изломанном ритме, диссонирующих аккордах, лавинообразных пассажах слышится кипение боя.

Рождается поразительный по конкретности образ ненависти и вражды, «бессмысленной и беспощадной». И когда после короткого затишья бережно вводится тема любви, возникает эффект, напоминающий «чистую перемену» в театре,— перед вами совершенно иной мир, бесконечно далекий от всего, что было до сих пор. Чайковский создал мелодию дивной красоты, душевно щедрую, полную чувственной прелести.

Подобно побочным темам в зрелых симфониях Чайковского, она не принимает участия в драматических перипетиях разработки. Этот раздел становится ареной действия вступительного хорала и главной темы. Последняя звучит здесь еще более ожесточенно, чем в экспозиции, но особенно решительно преображается хорал, медные инструменты скандируют его с какой-то исступленной злобой, превращая сосредоточенно-смиренную тему в образ грубой, губительной силы.

В репризе наступает черед и темы любви — трагические события постепенно вовлекают и ее в свой круговорот. Кода довершает ее развитие; широкая, полнокровная тема дробится, распыляется, обретая черты прекрасного, но горького воспоминания. Заключительные аккорды — резкие и торжественные — подобны последней, завершающей детали величавого симфонического памятника шекспировским героям


Следующая страница: «Франческа да Римини», фантазия по Данте

      • Главная   • Русская музыка   • Чайковский Пётр Ильич   • «Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru