ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

Чайковский Пётр Ильич

ИТАЛЬЯНСКОЕ КАПРИЧЧИО

Посвящается К. Ю. Давыдову

СОЧ. 45 (1880)
Первое исполнение — 6 декабря 1880 г. в Москве под упр. Н. Рубинштейна

Когда хорошенько вглядишься в публику, беснующуюся на Corso,
то убеждаешься, что как бы ни странно проявлялось веселие здешней толпы,
но оно искреннеи непринужденно... оно вдыхается в здешнем воздухе,
теплом, ласкающем.
П. Чайковский

В феврале 1880 г. Чайковский стал зрителем традиционного карнавала в Риме. Шествия, маскарады, пушечная пальба, фейерверки продолжались несколько дней. «Кипучее веселье римской толпы» захватило композитора, воображение его разыгралось. Все это было как нельзя кстати: в то время Чайковский работал над сочинением на итальянские темы «вроде испанских фантазий Глинки».

«Итальянская фантазия» (первоначальное название пьесы) имела, по мнению автора, «хорошую будущность. Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах». Таких тем оказалось по крайней мере шесть. Они легли в основу нескольких эпизодов, последовательность которых великолепно передает нарастающую динамику празднества.

Одна из мелодий, идущая вслед за торжественными вступительными фанфарами (по свидетельству М. Чайковского, они представляют собой «итальянский военно-кавалерийский сигнал королевских кирасиров»), заметно выделяется среди остальных, Минорная, затаенно-страстная, она вносит в объективный жизнерадостный тон повествования типичный для Чайковского лирико-драматический элемент. Если учесть к тому же, что вся пьеса пронизана «по-чайковски» напряженным мелодическим развитием, особенно интенсивным в моментах переходов (благодаря этому эпизоды не просто чередуются, а закономерно вырастают один из другого), — станет понятным своеобразие Итальянского каприччио, выделяющее его среди оркестровых фантазий Глинки, Балакирева, Римского-Корсакова.


Следующая страница: Серенада для струнного оркестра

      • Главная   • Русская музыка   • Чайковский Пётр Ильич   • Итальянское каприччио   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru