ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Чайковский Пётр Ильич

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СИ-БЕМОЛЬ МИНОР

Посвящается Г. фон Бюлову

СОЧ. 23 (1875)
I. Allegro non troppo e molto maestoso. Allegro con spirito.
II. Andantino semplice.
III. Allegro con fuoco
Первое исполнение — 25 октября 1875 г. в Бостоне под упр. Б.-Дж. Ланга, солист Г. Бюлов

Среди трех фортепианных концертов Чайковского Первый выделяется во многих отношениях — и значительностью замысла, и мелодической щедростью, и удивительным совершенством формы — будто он вылился легко, в одном порыве вдохновения. На самом деле сочинение концерта стоило композитору невероятных усилий. Видимо, не так просто было уйти от могучего влияния признанных мастеров фортепианного концерта — Бетховена, Шопена, Шумана, Листа, — чтобы дать свое, оригинальное решение жанра.

Когда работа была наконец закончена, Н. Рубинштейн, которому Чайковский намеревался посвятить новое сочинение, подверг концерт резкой критике и обещал исполнить его только при условии коренной переделки. Но уже через 3 года Рубинштейн стал активнейшим пропагандистом одного из лучших созданий Чайковского.

Огромный заряд жизнелюбия заключен в этой весенней музьяке. Многообразно ее содержание. С естественностью, доступной лишь гению, соединены здесь черты героического, виртуозно-декоративного стиля с акварельно тонким, подчас самым интимным лиризмом, броский речитативный тип мелодии — с русским песенным разливом.

Уникальна по размаху интродукция 1 части с ее призывным, на всю жизнь запоминающимся мотивом валторны, звонкими, победно взмывающими аккордами фортепиано, с которыми так радостно сливается величавая и нежная мелодия струнных. Главная тема I части — быстрая, полетная, но временами чуть подернутая дымкой элегичности, — извлечена автором из ритмически преображенного мотива украинских лирников. Мягко контрастируют ей побочные темы (основная и заключительная); они сотканы из интонаций ласковой мольбы, робкого признания. Вершина 1 части-грандиозная каденция, наступающая после репризы. Словно воспоминания, всплывают в ней мотивы побочных тем, патетические возгласы разработки, наполняя музыку раздумьями и волнением, нежностью и блеском...

II часть полна неги и утренней свежести. Плавной неспешной музыке крайних разделов остро контрастирует быстрый, как бы вдали проносящийся вальс. („Престиссимо 2-й части есть шансонетка «Будем забавляться, плясать и смеяться», которую мы с братом Анатолием постоянно напевали в начале 70-х годов»).

Финал концерта — апогей радости. Две темы соревнуются в нем. Одна — напористая, притопывающая — заимствована автором из украинской веснянки «Выйди, выйди, Иваньку»; другая-песенная, в духе величавой темы из интродукции 1 части, но более устремленная и порывистая. Именно она стала эмоциональной вершиной всего концерта. В ходе финала, сливаясь воедино, ее поют рояль и оркестр, поют самозабвенно, как песнь счастья...


Следующая страница: Итальянское каприччио

      • Главная   • Русская музыка   • Чайковский Пётр Ильич   • Первый концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru