Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичПервая симфония. «Зимние грёзы»Вторая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфонияШестая симфония. «Патетическая»«Манфред», симфония в четырёх картинах по Байрону«Ромео и Джульетта», увертюра по Шекспиру«Франческа да Римини», фантазия по ДантеПервый концерт для фортепиано с оркестромИтальянское каприччиоСеренада для струнного оркестраКонцерт для скрипки с оркестромАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше) |
Чайковский Пётр ИльичКОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОРПосвящается А. Д. Бродскому
СОЧ. 35 (1878) Весной 1878 г. Чайковский переживал благодатное обновление после невзгод 1877 г. «Мне так хорошо, я так покоен, доволен собой по причине успешной работы, здоровье мое в таком превосходном состоянии, в будущем так мало тревожного и грозного, что я смело могу назвать мое теперешнее состояние счастьем!» К моменту, когда писались эти строки, была закончена 1 часть скрипичного концерта — произведения счастливого и мудрого, исполненного высшей душевной гармонии. Поэтическая глубина музыки, блестящее использование возможностей скрипки ставят его в один ряд с образцовыми сочинениями этого жанра — концертами Бетховена, Мендельсона, Брамса. В то же время он отмечен печатью индивидуальности Чайковского: симфонический размах, виртуозный блеск удивительным образом сочетаются в нем с трогательной задушевностью, скромным изяществом. Ярким примером служит 1 часть. В ней естественно и легко сменяют друг друга плавно-сдержанная музыка оркестрового вступления, простая и благородная главная тема, песенная побочная. Рождается ощущение непрерывистого мелодического потока с двумя могучими «всплесками». Их образует героически преображенная главная тема, открывая и завершая разработку. II часть — канцонетта — лирический центр концерта. Колорит ее мягкий, чуть матовый — солирующая скрипка и все струнные инструменты играют с сурдинами. Мечтательно-светлая музыка хорового склада, обрамляющая канцонетту, служит переходом к финалу. Один из ее мотивов становится при этом ключевой интонацией главной темы финала — упругой и горячей, как молодецкий трепак. ПОступь второй темы — комически важная, чуть вразвалку — ненадолго сдерживает веселый бег музыки Третья тема, вырастающая из второй, — женственная и грустная — будто воздвигает островок интимной лирики посреди бурлящего моря уличного праздника...
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |