ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама» Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

П.И. Чайковский «Пиковая дама»

Из театральной программки
Москва. Большой театр
6 сентября 1969 г.

Богатейшее творческое наследие Петра Ильича Чайковского (1830 — 1893) охватывает все важнейшие жанры музыки, Главное место принадлежит операм и симфоническим произведениям. Чайковский — автор 10 опер, из которых наиболее известны: «Черевички» (1874 — 1885), «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1881 — 1883), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1891). К области театральной музыки примыкают его выдающиеся балеты: «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892).

Шесть симфоний, симфонические поэмы: «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини» и программная симфония «Манфред» — составляют основную часть симфонического наследия Чайковского. Кроме того, Чайковскому принадлежат инструментальные концерты, из которых всемирно известны 1-й концерт для фортепьяно с оркестром и концерт для скрипки с оркестром. Среди многочисленных камерных произведений Чайковского широко популярны романсы, квартеты (особенно 1-й), трио и лирические фортепьянные пьесы.

«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года
Суперобложка буклета с вступительным словом и либретто

«Пиковая дама» Чайковского

Широко известны слова Чайковского: «Я ищу интимной, но сильной драмы, основанной на конфликте положений, мной испытанных или виденных, могущих задеть меня за живое», «...я могу с любовью и увлечением писать музыку на сюжет нимало не эффектный, лишь бы действующие лица внушали мне живое сочувствие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и жалеют живых людей». Из десяти использованных Чайковским либретто далеко не все соответствовали его глубоким склонностям лирика и психолога-реалиста. Свой идеал интимной музыкальной драмы он впервые воплотил в «Евгении-Онегине», а в полной мере впоследствии — в «Пиковой даме».

Вот почему «Пиковая дама», точно так же, как в свое время «Евгений Онегин», создавалась в порыве необычайного увлечения и была закончена в поразительно короткий срок: начало работы над оперой помечено в дневнике композитора 19 января, окончание — 3 марта; таким образом, вся музыка «Пиковой дамы», включая интродукцию, была сочинена в 44 дня. «Писал я оперу с самозабвением и наслаждением...»,— сообщал Чайковский брату. И в других письмах: «Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа!». «Оказывается, что Герман не был для меня предлогом только писать ту или другую музыку, а все время настоящим, живым человеком, притом мне очень симпатичным». «Я испытываю в некоторых местах, например в четвертой картине, такой страх, и ужас, и потрясение, что не может быть, чтобы слушатели не ощутили хоть часть того же».

Либретто «Пиковой дамы» написано братом композитора Модестом Чайковским по известной одноименной повести Александра Пушкина. При переделке в оперу повесть претерпела ряд изменений, из которых наиболее существенные коснулись образа Германа. Пушкинский Герман — честолюбец, умеющий подчинить свои чувства и поступки трезвому расчету. У Чайковского Герман человечнее, страсти его необузданы и стихийны: это одинокая мятущаяся и страдающая душа.

«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

В основе оперы лежит трагический конфликт: в душе Германа борются расцветающее чувство любви к Лизе и навязчивая мечта о выигрыше, которая из подчиненной (выигрыш-средство разбогатеть и жениться на Лизе), становится постепенно самодовлеющей. Страсть игрока влечет его к катастрофе, она же предопределяет печальную судьбу Лизы. Могучий порыв человеческой души к жизни, любви и радости, сила и красота которого подчеркиваются трагической развязкой – таково главное содержание «Пиковой дамы» Чайковского, одного из самых человечных и жизнеутверждающих его произведений.

«Пиковая дама» отличается большой интенсивностью драматического развития. С начала и до конца произведения развивается главная нить действия, связанная с драмой Германа и Лизы. Нарастание чувств Германа показано уже в первой картине: от его ариозо «Я имени ее не знаю» к заключительному монологу на фоне разбушевавшейся грозы. Далее, через сцену страстных любовных признаний Германа во второй картине, развитие действия подходит к своей высшей точке — к знаменитой сцене в спальне графини. Здесь важнейшими моментами являются: симфоническая интродукция, монолог Германа перед портретом «Венеры московской», мольбы и угрозы, обращенные к старухе, и внезапная смерть последней. Начиная с пятой картины, действие вступает в новую фазу. Теперь Герман целиком во власти поглотившей его идеи выиграть на три заветный карты, которые, как ему показалось в бреду, назвала графиня. Он их воспринимает как предначертание судьбы. Его воля ослаблена. Таков он в своем монологе в сцене «Казармы», в эпизодах последнего свидания с Лизой и в игорном доме перед самоубийством.

Реалистически сочно и живо обрисован в опере внешний мир, окружающий героев. Замечательна бытовая сцена у Лизы с идиллическим, в духе XVIII века, дуэтом («Уж вечер»), с сентиментальным романсом Полины, русской плясовой («Ну-ка, светик-Машенька») и с комически-чопорным ариозо гувернантки. В третьей картине даны сцены великосветского бала-маскарада; здесь же в интермедии «Искренность пастушки» очень тонко воссоздан стиль старинных пасторалей. «Когда я писал -ее, — вспоминает Чайковский, — по временам ~мне казалось, что я живу в XVIII веке и что дальше Моцарта ничего не было». Не менее правдива и сцена воспоминаний графини в четвертой картине.

Все эти эпизоды, помимо их самостоятельного значения, выполняют важную драматургическую роль в развитии главной линии действия. Так, например, бытовая сцена в начале второй картины прекрасно оттеняет следующий затем лириче'ский монолог Лизы («Откуда эти слезы») и особенно ее дуэт с Германом. Сцена бала является ярчайшим контрастом переживаниям Германа, она подчеркивает его одиночество. Почти такую же роль играет сцена кутежа в игорном доме с самодовольной песенкой Томского и бойкой «игрецкой» «Как в ненастные дни».

В музыке «Пиковой дамы» соединились сильнейшие черты зрелого стиля Чайковского. Все вокальные партии оперы широко напевны и лиричны, чутко связаны с выразительностью слова и фразы. Течение музыки гибко и точно следует за развитием сценического действия, нигде не переставая лирически обобщать его. В «Пиковой даме» Чайковский достиг идеального взаимопроникновения оперного-и симфонического искусств. «Оперное» приобрело здесь обобщенность, силу и широту развития, типичных для симфоний Чайковского: «симфоническое» победило отвлеченно-музыкальную схему, завоевало реалистическую гибкость и конкретность развития, свойственные зрелому оперному искусству Чайковского.

Первое представление «Пиковой дамы» состоялось 7 декабря 1890 года в Мариинском театре (Петербург). Опера шла под управлением Э. Ф. Направника, в главных ролях выступили знаменитые певцы Николай и Медея Фигнеры (Герман и Лиза). «Ни одна опера Петра Ильича на первом представлении не была исполнена так прекрасно,— вспоминает брат композитора М. И. Чайковский. — В течение всей оперы слушатель и зритель испытывал полноту удовлетворения, не часто испытываемую в театре... Направник в управлении оперой и Фигнер в роли Германа превзошли себя и несомненно больше всех содействовали громадному успеху оперы. Декорации и костюмы, верные до мелочей эпохе, роскошные в картине бала, поражающие богатством фантазии, были на высоте музыкального исполнения».

На сцене московского Большого театра «Пиковая дама» впервые была поставлена 4 ноября 1891 года. Много лет прошло со времени создания этой оперы, но ее прекрасная музыка и глубокая человечность, так сильно взволновавшие в свое время самого автора и его первых слушателей, до сих пор привлекают самые широкие круги зрителей. «Пиковая дама» прочно вошла в мировой оперный репертуар как одно из совершеннейших произведений оперной классики.


«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

Действие первое

Первая картина

Петербург. Летний сад, Проходя мимо оживленных групп гуляющих, Сурин рассказывает Чекалинскому о вчерашней карточной игре: как всегда, около игорного стола сидел Герман, он всю ночь мрачно смотрел на игру других, но сам не принимал в ней участия.

В сад приходят Герман и граф Томский. Герман влюблен в девушку, имени которой он не знает, ему известно только, что она знатна и поэтому не может быть его женой.

Князь Елецкий сообщает своим друзьям, что он женится. Герман спрашивает, кто его невеста. «Вот она», — говорит Елецкий, указывая на Лизу, сопровождающую свою бабушку — старую графиню, прозванную Пиковой дамой. Лиза – та девушка, в которую влюблен Герман.

«Счастливый день, тебя благословляю!» — говорит Елецкий. «Несчастный день, тебя я проклинаю!» — восклицает Герман.

Томский рассказывает окружающим, что в молодости графиня была красавицей. Страстная картежница, она однажды, находясь в Париже, проигралась дотла. Граф Сен-Жермен назвал ей три беспроигрышные карты, которые и помогли «московской Венере» вернуть состояние. Графине предсказано, что ей принесет смерть тот, кто, пылкою страстью горя, придет к ней узнать, какие это карты. Рассказ Томского производит сильное впечатление на Германа.

Сад опустел. Начинается гроза. Буря не страшит Германа. Он клянется, что Лиза будет принадлежать ему или он умрет.

Вторая картина

Комната Лизы в доме графини. У Лизы собрались подруги. Веселье прервано строгой гувернанткой – графиня сердится: уже поздно, девушки мешают ей спать. Подруги уходят. Оставшись одна, Лиза поверяет «царице ночи» свою сокровенную тайну: она любит Германа,

В дверях балкона появляется Герман. Он признается Лизе в своей любви. В этот момент раздается властный стук в дверь. Старая графиня сама приходит к Лизе, чтобы узнать причину шума, нарушающего ее покой. Успевший укрыться в глубине балкона, Герман вспоминает легенду о трех картах. На мгновение любовь к Лизе отступает перед жгучим желанием узнать тайну карт. Графиня уходят, и Герман приходит в себя. С еще большей силой страсти он говорит Лизе о своей любви. Она умоляет его уйти, но затем, покоренная его чувством, произносит слова ответного признания.

«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

Действие второе

Первая картина

Бал у богатого сановника. Елецкий замечает, что Лиза печальна, и просит поведать ему причину ее печали. Но Лиза уклоняется от объяснения. Ее не трогают мольбы жениха, она равнодушна к Елецкому.

Лиза передает Герману ключ от потайной двери дома графини: им нужно встретиться. Путь в комнату Лизы лежит через спальню бабушки. Герману кажется, что сама судьба помогает ему узнать три заветные карты.

Вторая картина

Спальня графини. Отсюда Герман должен проникнуть в комнату Лизы. В спальне все напоминает Герману о далекой молодости «Венеры московской», и он забывает о цели своего прихода. Одержимый желанием узнать три карты, Герман решает остаться здесь и добиться от графини заветного ответа.

Вернувшаяся с бала графиня, прогнав приживалок и горничных, вспоминает свою юность, блестящие балы в Париже.

Внезапно появившийся Герман просит графиню открыть ему тайну. Старуха молчит. Герман, угрожая пистолетом, требует назвать ему три карты. Графиня от страха умирает.

Услышав шум, Лиза вбегает в спальню. Увидев мертвую графиню, она в отчаянии восклицает: «Не я тебе была нужна, а карты!»

«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

Действие третье

Первая картина

Комната Германа в казармах. Герман читает письмо Лизы. Она просит его прийти на набережную для объяснения.

Воспоминания о смерти и похоронах графини преследуют Германа. В начавшемся бреду, среди воя ветра и бушующей за окном метели, ему чудится призрак старухи. Она приказывает Герману жениться на Лизе, и тогда три карты — тройка, семерка, туз — выиграют кряду.

Вторая картина

Набережная Зимней канавки. Близится полночь, Лиза ждет Германа, надеясь, что он рассеет ее подозрения в умышленном убийстве графини. Но его все нет. Когда Лиза, теряя всякую надежду, уже готова поверить в злодейство Германа, он приходит, и на мгновение обоим кажется, что счастье не оставит их, что забыты все страданья. Но, одержимый мыслью о трех картах, полубезумный Герман отталкивает Лизу и убегает в игорный дом. Лиза бросается в воду.

Третья картина

Карточная игра в игорном доме в разгаре. Все свои деньги Герман ставит на названную призраком карту: тройку — и выигрывает. Ставка' удвоена. Вторая карта — семерка — снова приносит ему удачу.

Герман в крайнем возбуждении бросает окружающим вызов — сыграть с ним еще раз. Вызов Германа принимает Елецкий. Третья карта Германа оказывается не тузом, а пиковой дамой. Карта бита. Герману мерещится призрак графини. Он сходит с ума и стреляется.

Пётр Ильич Чайковский. Основная страница


«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

Содержание театральной программки

Суббота 6 сентября 1969 г.
ВЕЧЕР

933-й спектакль со дня первого представления оперы в Большом театре (1891 год)
69-й спектакль последней постановки (1964 год)

П. ЧАЙКОВСКИЙ. ПИКОВАЯ ДАМА
Опера в 3 действиях, 7 картинах
Либретто М. ЧАЙКОВСКОГО
по повести А. ПУШКИНА

Действующие лица и исполнители

Герман — Народный артист СССР 3. И. Анджапаридзе
Лиза — Народная артистка СССР Г. П. Вишневская
Елецкий — Заслуженный артист РСФСР Ю. А. Мазурок
Графиня — Народная артистка РСФСР В. H. Левко
Томский (Златогор) — Ю. А. Григорьев
Полина (Миловзора) — Е. В. Образцова
Прилепа — Народная артистка РСФСР В. М. Фирсова
Чекалинский — Заслуженный артист РСФСР А. A. Соколов
Сурин — В. В. Ярославцев
Распорядитель — К. И. Басков
Гувернантка — Г. И. Борисова
Маша — Н. Г. Косицына
Нарумов — В. Г. Пашинский
Чаплицкий — Заслуженный артист РСФСР В. Н. Власов

Соло на трубе на сцене исполняет В. М. Прокопов

Дирижер — Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, профессор Б. Э. Хайкин

Режиссерская редакция Народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Б. А. Покровского

Оформление по эскизам художника
Заслуженного деятеля искусств РСФСР,
лауреата Государственной премии СССР В. В. Дмитриева
осуществлено В. К. Клементьевым

Хормейстеры — Народный артист РСФСР,
лауреат Государственной премии СССР A. В. Рыбнов,
Народный артист РСФСР, профессор А. Б. Хазанов и
Заслуженный артист РСФСР И. Г. Агафонников

Балетмейстеры — Заслуженная артистка РСФСР Е. И. Долинская и О. Г. Тарасова

Режиссеры — И. A. Морозова и Н. Ю. Никифоров

Балетмейстеры-репетиторы — Заслуженная артистка РСФСР Н. А. Капустина и Л. В. Хлюстова

Художник буклета А. А. Васин
Редактор буклета М. А. Чурова


«Пиковая дама» Чайковского. Программка Большого театра 1969 года

Следующая страница: Дж. Верди. Опера «Аида»

      • Главная   • Музыка в театре   • П.И. Чайковский. Опера «Пиковая дама»    
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru