ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

Джузеппе Верди. Опера «Аида»

«Аида» Верди, одна из выдающихся и самых популярных опер прошлого столетия, была впервые поставлена в 1871 году, когда ее автор был в зените славы.

Великий итальянский композитор Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в семье деревенского трактирщика в поселке Ронколе, близ города Буссето (Северная Италия). С детских лет Верди проявил большую музыкальную одаренность. Юношей он выступал как органист и пианист; в Буссето исполнялись и его первые композиторские опыты. Однако молодой музыкант не был принят в Миланскую консерваторию и вынужден был ограничиться частными занятиями у одного из миланских профессоров,

Первая опера Верди — «Оберто» — была в 1839 году с успехом поставлена в Милане, Последовавшие за «Оберто» оперы на историко-героические сюжеты-«Навуходоносор», «Ломбардцы», «Эрнани», проникнутые революционно-патриотическим пафосом, приносят композитору широкую известность, Особенно прославили имя Верди не только на родине, но и во многих странах мира оперы «Риголетто» (1851, Венеция), «Трубадур» (1853, Рим), «Травиата» (1853, Венеция), «Бал-маскарад» (1859, Рим).

В 1862 году композитор приезжает в Россию, в Петербург, где руководит постановкой оперы «Сила судьбы», написанной по заказу петербургской театральной дирекции. Спустя сто лет, в 1963 году, опера эта была возобновлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета им. С. М. Кирова.

В 1869 году Верди получил неожиданное предложение от египетского хедива (вице-короля) Исмаила-паши написать оперу для нового театра в столице Египта, Каире, к готовившимся национальным торжеством по случаю открытия Суэцкого капала. На это предложение композитор дважды ответил отказом. Однако, ознакомившись со сценарием оперы, Верди живо заинтересовался ее сюжетом и дал хедиву согласие.

Составление стихотворного либретто на итальянском языке взял на себя поэт A. Гисланцони, Активным участником в этом труде был и сам композитор, написавший текст нескольких наиболее драматичных сцен.

С увлечением принялся Верди за работу, и менее чем через год партитура была закончена, Правда, постановку оперы пришлось несколько отложить, так как из-за начавшейся франко-прусской войны нельзя было вывезти из Парижа заказанные там для спектакля декорации и театральный реквизит.

Премьера «Аиды», состоявшаяся в каирском театре 24 декабря 1871 года, прошла с исключительной торжественностью, приняв характер большого музыкального праздника. Присутствовало много музыкантов и представителей прессы, съехавшихся в Каир и. разных стран. Опера имела большой успех у публики и получила высокую оценку в рецензиях и критических статьях.

Спустя шесть недель после каирской премьеры «Аида» со столь же блестящим успехом была поставлена в Милане, в знаменитом театре Ла Скала. В прессе раздавались, однако, голоса, что композитор отказался в «Аиде» от оперных принципов, присущих итальянской музыке, подчинившись влиянию Вагнера. Эти упреки больно задевали Верди, делом жизни которого была борьба за будущее итальянской национальной оперы.

В ближайшие годы «Аида» завоевала популярность на сценах крупнейших оперных театров всего мира.

После «Аиды» Верди написал еще две оперы, поражающие своей духовной свежестью и гениальной творческой силой, не ослабевавшей под напором времени.

Обе последние оперы композитора вдохновлены произведениями Шекспира — драматическая опера «Отелло» (закончена в 1886 году) и комическая опера «Фальстаф» (закончена в 1892 году, то есть на семьдесят девятом году жизни).

Верди умер 27 января 1901 года.

«Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе свою национальность и свою эпоху, — писал выдающийся русский музыкальный критик и композитор А.Н. Серов. — Он — цветок своей почвы, Он — голос современной Италии... Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями...»

Верди был высокопрогрессивным художником; его творчество органически связано с передовыми веяниями эпохи, проникнуто духом протеста против насилия, деспотизма, национальной вражды, глубокой любовью к народу и к человеку.

«Аида» в «Метрополитен Опера»
«Аида» в «Метрополитен Опера», Нью-Йорк

Сюжет «Аиды», заимствованный из древнеегипетской легенды, своим драматизмом и обилием ярких сценических ситуаций представил весьма благодарный материал для оперы.

С поразительным мастерством, огромной глубиной и выразительной силой композитор раскрывает сложный мир образов, чувств, переживаний. Здесь и героика, и лирика жизни, любовь и ревность, нежность и гнев, надежда и отчаяние, радость и муки, борьба с врагами родины и тяжелая внутренняя борьба между голосом сердца и велением долга.

С первых тактов опера захватывает своей музыкальной красотой и богатством внутреннего содержания. Увертюра к опере построена на двух темах. Поэтической, обаятельной теме Аиды противопоставлен суровый, мрачный мотив жрецов, которые погубят Радамеса и Аиду. Тот же прием яркого контраста образов характерен для всей оперы, Так, контрастны центральные героини оперы — кроткая, мягкая, томящаяся Аида и ее соперница, гордая, властная, мстительная Амнерис.

Грандиозная, блестящая заключительная сцена второго акта — встреча вернувшегося с победой египетского войска — контрастирует с переживаниями Радамеса и Аиды (любовь Радамеса, тоска и горе Аиды), Потрясающая сцена суда построена на контрасте между неумолимыми, зловещими возгласами жрецов и трепетной, умоляющей фразой Амнерис («Боги, сжальтесь, дайте спасенье...»), Наконец, в прекрасной финальной сцене оперы дуэт Радамеса и Аиды звучит на фоне похоронной молитвы жрецов.

Верный заветам итальянской оперы, Верди в «Аиде», как и в других своих операх, ставит на первый план мелодию, пение. Все партии написаны чрезвычайно благодарно для певцов, в ариях и ансамблях великолепно используется человеческий голос. Достаточно вспомнить горячий, эффектный романс Радамеса, скорбную мольбу Аиды (монолог первого действия), ее же проникнутый негой, томлением романс в третьем действии.

Многочисленные ансамбли «Аиды» напряжены, драматичны, построены на острых психологических конфликтах. Таковы терцет Аиды, Амнерис и Радамеса в первом действии оперы, дуэты Аиды и Амнерис во втором действии, Аиды и Амонасро, а также Лиды и Радамеса в третьем действии, Амнерис и Радамеса в четвертом.

Не отступая от исконных традиций итальянской оперной музыки, Верди вместе с тем во многом явился в «Аиде» новатором, стоявшим на уровне передовых достижений музыкальной драматургии своего времени. Сравнительно с предшествующими операми композитора «Аида» значительно богаче по изобразительным средствам — гораздо более сложны приемы гармонии и полифонии; большее значение приобретает оркестр, и красочнее становится инструментовка; более гибким является музыкально-драматургическое развитие, причем, кроме закругленных «оперных номеров»— арий, ансамблей, хоров, — композитор нередко применяет мелодический речитатив; углубляется самая трактовка сценических образов и положений.

Одной из характерных особенностей музыкального языка «Аиды» является применяемый кое-где композитором местный, восточный колорит. Так, элементы музыкального Востока явственно ощущаются в колоратурных оборотах хора жрецов, в причудливом танце мавританских рабов (второе действие), в оркестровой картине лунной ночи на берегу Нила (вступление к третьему действию), в мотиве пастушеского наигрыша (мелодия гобоя), сопровождающем романс Аиды (в третьем действии) «О край родимый мой».

В России «Аида» была исполнена в первый раз в ноябре 1875 года на петербургской итальянской сцене; в главной роли в этом спектакле выступила известная оперная артистка Тереза Штольц, участница миланской премьеры. В апреле 1877 года оперу с успехом поставил и Мариинский театр. Состав исполнителей был отличный; Аиду пела А. Меньшикова, АмнерисМ, Каменская, Амонасро — Б. Корсов, жреца Рамфиса — выдающийся русский певец и артист Ф, Стравинский. По отзыву «Хроники» того времени, русские артисты «не посрамили имени русского, исполняя оперу итальянского композитора». «Аида» прочно вошла в репертуар Мариинского театра, а несколькими годами позже — также московского Большого театра и крупнейших провинциальных оперных театров страны; в ее исполнении участвовали лучшие силы; М. Дейша-Сионицкая, Э. Павловская, Медея Фигнер в роли Аиды, Николай Фигнер, И. Ершов, И. Алчевский в роли Радамеса, М. Славина, Е, Лавровская, Е. Кадмина в роли Амнерис, И. Мельников, И. Тартаков в роли Амонасро.

В Советском Союзе «Аида» Верди исполнялась на сценах нескольких театров, завоевав глубокие симпатии слушателей своим музыкальным богатством, ярким, искренним лиризмом и драматической силой, Среди советских артистов, создавших сценические образы оперы, — К. Держинская, Н. Покровская, Г. Вишневская, Т. Милашкина (Аида), Б. Евлахов, Н. Ханаев, Г. Нэлепп, 3. Анджапаридзе (Радамес), Н. Обухова. В. Давыдова, В. Борисенко, И. Архипова (Амнерис). Л. Савранский, П. Лисициан, Т. Куузик, Г. Отс (Амонасро) .

Б. Яголим


      • Начало   • Музыка в театре   • Дж. Верди. Опера «Аида»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru