ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»

«Иван Сусанин» положил начало русской музыкальной классике, и день 27 ноября 1836 года - день первой премьеры оперы - вошел в историю отечественного искусства как одна из знаменательнейших дат.

Сегодня это хрестоматийная истина, оспаривать которую никто не станет. Но полтора столетия тому назад угадать настоящее значение оперы Глинки было делом выдающейся чуткости — и музыкальной, и гражданской, и человеческой. Ведь «Жизнь за царя» (под таким названием опера появилась на сцене и шла около восьми десятков лет) отнюдь не была первой русской оперой. Более того: в 1815 году увидела свет рампы двухактная опера К. Кавоса «Иван Сусанин», написанная на текст известного драматурга А. Шаховского. Она долго держалась на сцене и, по отзывам современников, была весьма любима публикой. Суть была не в теме, не в сюжете и даже не в национальном песенном материале — русские песни еще раньше проникли в профессиональное композиторское творчество. Главное заключалось в возвышении отечественного до общечеловеческого, в гармоническом союзе природного русского начала и вершин европейского композиторского мастерства. Эта задача, действительно, была по силам только гению.

«... Сказать ли тебе все? Я полагаю, что и я тоже мог бы дать нашему театру достойное его произведение... Самое важное — это удачно выбрать сюжет, во всяком случае, он безусловно будет национален. И не только сюжет, но и музыка: я хочу, чтобы мои дорогие соотечественники почувствовали бы себя тут, как дома».
Так писал М. И. Глинка в 1834 году из Берлина, снедаемый после путешествия тоской по родине. К этому времени относятся наброски некоторых тем будущей оперы, в частности замечательная мелодия «Как мать убили у малого птенца», вошедшая впоследствии в третий акт оперы.

Работа над сочинениями в «русском роде» для Глинки не была нова. Природная направленность его интересов выразилась уже в ранние годы, о которых так красочно и просто повествовал композитор в «Записках». Это и подражание на медных тазах колокольному звону, и внимательное вслушивание в игру крепостного оркестра. Окончив обучение в Благородном пансионе и обратившись к сочинению, Глинка «много работал на русские темы». Позднее путешествие в Италию, погружение в атмосферу чужой — и столь пленительной — жизни и искусства заставили Глинку по-новому ощутить своеобразие отечества. Новые художественные впечатления, а также серьезные профессиональные занятия в Берлине — как известно, систематическое композиторское образование в России во времена Глинки получить было негде — укрепили его творческое самосознание. «Мысль о национальной музыке... более и более прояснялась...»

Субботнее собрание у В.А.Жуковского. Коллективная работа учеников А.Венецианова
Г.Михайлов, А.Мокрицкий и другие. Коллективная работа учеников А.Венецианова.
Субботнее собрание у В.А.Жуковского.
Холст, масло. Середина 1830-х годов.
На картине изображены (справа налево): В.А.Жуковский, П.А.Плетнев, А.В.Кольцов,
Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, В.Ф.Одоевский, И.А.Крылов, А.А.Перовский,
Мих.Ю.Вильегорский, Ф.Ф.Вигель и Н.М.Карамзин

Вернувшись в Россию, Глинка отложил намеченное было второе шествие в Берлин. Зиму 1834/35 года он проводит в Петербурге, часто посещая вечера В. А. Жуковского, жившего в Зимнем дворце. Общество, сходившееся там, было избранным — Глинка называет А.С.Пушкина, П.А.Вяземского, Н.В.Гоголя, П.А.Плетнева, В.Ф.Одоевского, М.Ю.Виельгорского. У Жуковского Глинка впервые услышал «Женитьбу» Гоголя в авторском чтении. Этот дружеский круг вполне мог оценить идею русской оперы, которая к тому времени совершенно овладела творческим воображением Глинки. Именно Жуковский предложил композитору сюжет легенды об Иване Сусанине. Увлекшись замыслом, поэт хотел сам писать текст оперы, для начала сочинив стихи эпилога — торжественного финала, оттененного скорбным трио Антониды, Вани и Собинина, оплакивающих Сусанина («Ах, не мне бедному, ветру буйному, довелось принять вздох последний его»).

Начатая в Петербурге работа над оперой продолжалась в родовом Новоспасском, где Глинка с семьей провел лето 1835 года.
«Ежедневно утром садился я за стол в большой и веселой зале в доме нашем в Новоспасском. Это была наша любимая комната; сестры, матушка, жена, одним словом, вся семья там же копошилась, и чем живее болтали и смеялись, тем быстрее шла моя работа».

В этом описании Б. В. Асафьев услышал нечто моцартовское. И действительно, легкость, с которой создавалась опера, поразительна. Осенью работа продолжилась вновь в Петербурге. Дом Ф. Ф. Мерца в Фонарном переулке, где Глинка с семьей поселился в начале 1836 года, сохранился до наших дней (ныне — № 3); позднее в этой же квартире жили близкие друзья композитора братья Кукольники, и он у них часто бывал, гостя порой по несколько дней.

Написанные фрагменты обсуждались с друзьями. Некоторые из них могли подать дельный совет — таковы были рекомендации К. Майера относительно инструментовки и в особенности В. Ф. Одоевского, сумевшего убедить Глинку, что «хоры могут быть выведены из избитой итальянской колеи». Сейчас трудно представить себе «Ивана Сусанина» без щедро разработанной хоровой партитуры, разнообразие и живость которой надолго остались недосягаемым образцом для русских композиторов.

В феврале и марте 1836 года состоялись две оркестровые репетиции первого акта оперы — в домах князя Юсупова, у которого был собственный оркестр, и графа Мих.Ю.Виельгорского. Виельгорского Глинка позднее называл «мой Иоанн Креститель». Репетиция у него оказалась «очень удовлетворительна». В числе прочих на ней присутствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов.


Сюжет и работа над либреттоСюжет и работа над либретто  
Первоначально Глинка, по свидетельству Одоевского, задумывал нечто вроде сценической оратории в трех действиях, где центром должно было стать противостояние Сусанина и поляков. Впоследствии этот замысел разросся благодаря более пространной экспозиции обеих сил — русских крестьян и польской шляхты. В результате сложилась большая четырехактная опера с эпилогом (вначале это был самостоятельный пятый акт).

Первая постановкаПервая постановка  
Начавшиеся репетиции с хором и оркестром также шли удачно. Музыканты с увлечением разучивали новую оперу, искренне восхищаясь талантом ее автора. «Когда стали играть хор гребцов, в котором оркестровка струнных инструментов так натурально изображает игру нескольких балалаек, то музыканты пришли в неописанный восторг, что и выразили автору единодушными аплодисментами, краковяк произвел также сильное впечатление» (А. Я. Воробьева)

Оценка В.Ф.ОдоевскогоОценка В.Ф.Одоевского  
«С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе-новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, скажем, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» Так писал вскоре после премьеры первой глинкинской оперы Владимир Федорович Одоевский.

Сценическая жизнь оперыСценическая жизнь оперы  
Через шесть лет после премьеры, 7 сентября 1842 года «Иван Сусанин» был поставлен в московском Большом театре. По отзывам рецензентов, опера имела огромный успех, постановка ее отмечалась как значительное достижение. Однако «Иван Сусанин» прошел в Москве всего девять раз, после чего на целый год исчез из репертуара.

Публикуется по издению: «Иван Сусанин» М.Глинки. Составитель А.Наумов, вступительная статья С.Савенко.
М.Музыка, 1986

      • Начало   • Музыка в театре   • М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru