ДоМиЛяМи  
  Музыка в театре Музыкальные истории Лекторий  
 
Музыка в театреМ.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»Сюжет и работа над либреттоПервая постановкаОценка В.Ф.ОдоевскогоСценическая жизнь оперыН.А.Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»Дж. Верди. Опера «Аида»Музыкальные историиСемь октавШоколадная музыкаКолокольный звонЦерковное песнопениеЛекторийПокаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила ГомулинаТри симфонии Эрнеста Ванжуры на темы русских, украинских и польских народных песенЭрнест Ванжура. Биографические сведенияНародные песни в музыке Эрнеста ВанжурыТри национальные симфонии Эрнеста ВанжурыЧерновая нотная тетрадь БетховенаНародные песни в творчестве БетховенаАвтограф и публикации песенВ.Стасов и русская бетховенианаЕстественная гармония

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

М.И. Глинка. «Иван Сусанин». Сценическая жизнь оперы

«Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ.— Судьба человеческая, судьба народная».
Этот пушкинский афоризм мог бы стать эпиграфом к опере «Иван Сусанин». В судьбах главных героев веет живое дыхание истории — судьба народная, раскрывающаяся в драматических коллизиях эпохи.

Разрабатывая план будущей оперы, Глинка начал с описания главных действующих лиц: «Иван Сусанин (бас) — характер важный; Антонида, дочь его (сопрано) — нежно грациозный; Собинин, жених Антониды (тенор)— характер удалый; Сирота, 13 или 14-летний мальчик (альт) — характер простосердечный». Четыре характера — четыре ипостаси русской натуры.

Степенность, важность, благообразие облика Сусанина естественно раскрываются в величавых оборотах его партии, напоминающей о фольклорном эпосе, старинных молодецких и солдатских песнях. «Роль Сусанина вообще написать как можно проще, ибо сила уже необходимо должна произойти от самого положения»,— отметил Глинка в плане оперы.

Сусанин — плоть от плоти русского народа, русской земли. Для Глинки это не отвлеченная идея, она воплощена в опере му зыкально, в связях партии Сусанина с темами хоров. Знаменитое «Страха не страшусь, смерти не боюсь» — гордый ответ врагам — вырастает из начального крестьянского хора, тема финального «Славься» впервые появляется у Сусанина как провозвестник будущего победного ликования. Суровая простота, присущая стилю оперы, особенно ощущается в окаймляющих ее хоровых сценах, которые Асафьев уподобил могучим стенам древних кремлей. Венчающее оперу гениальное «Славься» возникает как итог длительного интонационного развития, как величественный барельеф — после сцен, исполненных живого драматизма. Сам Глинка был очень доволен тем, как Эпилог «осаживает» всю оперу.

Лирическое изящество мелодий Антониды возникает на интонационной основе городского романса и протяжной песни — но основа эта трансформирована условиями оперного жанра. Сложившаяся ранее других, партия Антониды, так же как и Собинина, отличается незаурядной виртуозностью, и петь ее должна настоящая колоратурная примадонна. Однако колоратуры нигде не превращаются во внешнее украшение, что так часто случалось во времена Глинки.

Солистка Большого театра А.Д.Александрова-Кочетова в роли Антониды
Солистка Большого театра А.Д.Александрова-Кочетова в роли Антониды.
Постановка Большого театра 1872 года
Фото. 1870-е годы

Собинин – лицо героическое; теноровая бравурность приобретает у него оттенок чисто русского молодечества, бесшабашной удали. Задушевность протяжной песни окрашивает партию Вани, особенно богатую широкими распевными мелодиями сдержанно-печального характера.

Солист Большого театра А.М.Додонов в роли Собинина
Солист Большого театра А.М.Додонов в роли Собинина.
Постановка Большого театра 1872 года
Фото. 1870-е годы

Герои-крестьяне в опере «Иван Сусанин» изъясняются истинно народным музыкальным языком не только в ариях, ансамблях и хорах, но и в более свободных сценах действия, построенных также мелодически. Наиболее чуткие слушатели сразу отметили достоинства глинкинских речитативов: «в них, кажется, слышишь интонацию русского говора» (Я. М. Неверов).

Солистка Большого театра Е.П.Кадмина в роли Вани
Солистка Большого театра Е.П.Кадмина в роли Вани.
Постановка Большого театра 1872 года
Фото И.Дьяговченко. 1870-е годы

Через шесть лет после премьеры, 7 сентября 1842 года «Иван Сусанин» был поставлен в московском Большом театре. По отзывам рецензентов, опера имела огромный успех, постановка ее отмечалась как значительное достижение. Однако «Иван Сусанин» прошел в Москве всего девять раз, после чего на целый год исчез из репертуара. Не без оснований многие сетовали на формальное отношение к творению Глинки, на искажающие замысел композитора варварские купюры. Достаточно сказать, что увертюра Глинки была заменена увертюрой И. И. Иоганниса на тему царского гимна. «Что же делать! Они отстали от нас по музыкальным делам лет на пятьдесят, если не больше. Невозможно ничего от них и требовать»,— с горечью произнес Глинка по поводу московской премьеры.

Афиша первого представления оперы «Жизнь за царя» в Москве
Афиша первого представления оперы «Жизнь за царя» в Москве 7 сентября 1942 года

Но несмотря на несовершенства исполнения, достоинства оперы Глинки были все же услышаны московской публикой. С. Т. Аксаков писал сыну, И. С. Аксакову, после премьеры, сожалея, что до сих пор не знал «Сусанина»: «Это музыка, в которой каждый звук мне родной, я его слыхал, певал или непременно услышу, спою... И такой необыкновенный талант, как Глинка, так мало оценен у нас!»

В 40-е годы и позднее «Жизнь за царя» продолжала оставаться в репертуаре, но давалась не слишком часто, в основном в так называемые табельные, то есть официально торжественные дни. Некоторое оживление внес спектакль 8 мая 1852 года, когда оперу возобновили в Петербурге с новым составом исполнителей. Прежним был только великолепный Петров, прочие роли исполнили Семенова (Антонида), Булахов (Собинин), Леонова (Ваня). Однако дирекция поскупилась на оформление; старые декорации и костюмы выглядели убого и никак не способствовали украшению спектакля.

В 1855 году Глинка, посетивший «Ивана Сусанина», был так раздосадован небрежностью спектакля, что уехал, не дождавшись окончания оперы. «Неопрятная постановка «Жизни за царя» на императорской сцене и совершенное забытие его «Руслана» глубоко его огорчали, и он уверял, что этим «совершенно отбили у него охоту писать для театра»,— свидетельствовал современник.

В эти годы ситуация вообще складывалась неблагоприятно для русской оперы. За пятнадцатилетие 1840—1855 годов «Жизнь за царя» была дана в Петербурге всего 36 раз. Положение изменилось в середине 60-х годов: в 1864 — 1876 годах, по свидетельству Г. А. Лароша, глинкинская опера прошла в петербургском Мариинском театре около двухсот раз.

Как большой художественный праздник было воспринято пятисотое представление глинкинской оперы, которое состоялось 7 ноября 1879 года. Пели Корякин (Сусанин), Меньшикова (Антонида), Энде (Собинин) и Лавровская (Ваня).

В 1866 году «Иван Сусанин» был поставлен за границей, в Пражском оперном театре. Это было первое появление русской оперы за рубежом. За Прагой последовали Милан, Ганновер, Берлин, Лондон, Париж... В Ганновере постановку «Ивана Сусанина» осуществил выдающийся дирижер Ганс фон Бюлов, выступивший также и в печати по поводу глинкинской оперы.

Программа спектакля пражского «Временного театра» от 22 февраля 1867 года
Программа спектакля пражского «Временного театра» от 22 февраля 1867 года,
шедшего под управлением М.А.Балакирева

Солист пражского «Временного театра» Й.Паличек в роли Сусанина
Солист пражского «Временного театра» Й.Паличек в роли Сусанина.

Афиша первого представления оперы «Жизнь за царя» в Москве
Сцена из третьего действия оперы «Жизнь за царя»
Постановка Мариинского театра 1886 года
М.И.Долина (Ваня), М.Д.Васильев (Собинин), М.А.Михайлова (Антонида), М.М.Корякин (Сусанин).
Фото. 1890-е годы

Событием стал спектакль 21 сентября 1904 года в московском Большом театре. За дирижерским пультом стоял С. В. Рахманинов, главные роли исполняли Ф. И. Шаляпин (Сусанин), А. В. Нежданова (Антонида), Е. И. Збруева (Ваня).

А.Васнецов. Эскиз декорации первой картины эпилога оперы «Жизнь за царя»
А.Васнецов. Эскиз декорации первой картины эпилога. Перед Красной площадью
(Постановка Большого театра 1904 года)

Интересный опыт постановки «Ивана Сусанина» был предпринят в 1913 году, к трехсотлетней годовщине изображенных в опере событий. 19 февраля сцены из «Ивана Сусанина» прозвучали в деревне Сябринцы Новгородской губернии. «Отечественная героико-трагическая опера» вернулась к своим народным истокам.


      • Начало   • Музыка в театре   • М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»   • Сценическая жизнь оперы   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2016

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru