ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Сергей Васильевич Рахманинов

РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

СОЧ. 43 (1934)
Первое исполнение — 7 ноября 1934 г. в Балтиморе (США),
солист автор

Рапсодия на тему Паганини принадлежит к числу поздних сочинений Рахманинова и несет на себе характерные черты заката творческой деятельности гениального музыканта, заката, окрашенного в мрачные тона безысходного трагизма, обостренного ощущением незащищенности человека перед неумолимым роком. Отсюда-резкость контрастов, нервическая экспрессивность высказывания. Однако импульсивный, повышенный эмоционализм — и в этом характерная особенность стиля позднего Рахманинова — уравновешен классически строгим чувством формы, совершенством отделки деталей.

В этот период внимание композитора все чаще привлекает далекое классическое искусство XVIII в. Так, за 3 года до Рапсодии он пишет Вариации на тему Корелли. Известный каприс Паганини, бесспорно, также привлек его простотой и законченностью формы. Впрочем, здесь Рахманинов шел по проторенному пути: до него на тему каприса написали вариации Лист и Брамс. Однако Рахманинов подошел к решению той же задачи по-своему. Его «Рапсодия» представляет также вариационный цикл, но и по масштабу, и по содержательности, и по жанру приближается к концерту для фортепиано с оркестром. Это заметно в строении Рапсодии, где вариации группируются в четыре крупных раздела, соответствующих частям сонатно-симфонического цикла.

В первом разделе поначалу невинная тема каприса постепенно изменяет свой облик, в нсй все больше проступают черты некоего зловещего образа. Музыка обретает все более агрессивный характер, особенно с того момента, когда в VII вариации у фортепиано вступает грозная, как лик смерти, тема Dies irae. И происходит чудо: темы настолько сближаются, что их уже трудно отличить друг от друга (по существу, Dies irae выполняет роль второй темы вариаций).

После виртуозной каденции наступает второй раздел — своего рода скерцо. Музыка «светлеет» с каждой вариацией. Эта линия развития достигает логического завершения в XVIII лирической вариации, выполняющей функцию медленной части. С ХХ вариации начинается финал цикла. Натиск возобновляется. Движение непрерывно нарастает, надвигается как что-то неумолимое. Вновь слышен голос «Dies Irae». Рапсодия завершается резкими «жестокими» аккордами.


      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   • Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru