ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Сергей Васильевич Рахманинов

РАПСОДИЯ НА ТЕМУ ПАГАНИНИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ

СОЧ. 43 (1934)
Первое исполнение — 7 ноября 1934 г. в Балтиморе (США),
солист автор

Рапсодия на тему Паганини принадлежит к числу поздних сочинений Рахманинова и несет на себе характерные черты заката творческой деятельности гениального музыканта, заката, окрашенного в мрачные тона безысходного трагизма, обостренного ощущением незащищенности человека перед неумолимым роком. Отсюда-резкость контрастов, нервическая экспрессивность высказывания. Однако импульсивный, повышенный эмоционализм — и в этом характерная особенность стиля позднего Рахманинова — уравновешен классически строгим чувством формы, совершенством отделки деталей.

В этот период внимание композитора все чаще привлекает далекое классическое искусство XVIII в. Так, за 3 года до Рапсодии он пишет Вариации на тему Корелли. Известный каприс Паганини, бесспорно, также привлек его простотой и законченностью формы. Впрочем, здесь Рахманинов шел по проторенному пути: до него на тему каприса написали вариации Лист и Брамс. Однако Рахманинов подошел к решению той же задачи по-своему. Его «Рапсодия» представляет также вариационный цикл, но и по масштабу, и по содержательности, и по жанру приближается к концерту для фортепиано с оркестром. Это заметно в строении Рапсодии, где вариации группируются в четыре крупных раздела, соответствующих частям сонатно-симфонического цикла.

В первом разделе поначалу невинная тема каприса постепенно изменяет свой облик, в нсй все больше проступают черты некоего зловещего образа. Музыка обретает все более агрессивный характер, особенно с того момента, когда в VII вариации у фортепиано вступает грозная, как лик смерти, тема Dies irae. И происходит чудо: темы настолько сближаются, что их уже трудно отличить друг от друга (по существу, Dies irae выполняет роль второй темы вариаций).

После виртуозной каденции наступает второй раздел — своего рода скерцо. Музыка «светлеет» с каждой вариацией. Эта линия развития достигает логического завершения в XVIII лирической вариации, выполняющей функцию медленной части. С ХХ вариации начинается финал цикла. Натиск возобновляется. Движение непрерывно нарастает, надвигается как что-то неумолимое. Вновь слышен голос «Dies Irae». Рапсодия завершается резкими «жестокими» аккордами.


      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   • Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru