ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Сергей Васильевич Рахманинов

ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, РЕ МИНОР

Посвящается И. Гофману

СОЧ. 30 (1909)
I. Allegro ma non tanto.
II. Adagio.
III. Alla breve
Первое исполнение — 28 ноября 1909 г. в Нью-Йорке,
солист автор, дирижер В. Дамрош

Третий концерт, как и Второй, принадлежит к шедеврам мировой симфонической литературы. Он близок своему предшественнику замыслом, структурой цикла и частей и вместе с тем отличается от него большим масштабом, напряженностью симфонического развития, более богатой, порой изощренной фактурой (если Второй концерт классичен, то Третий — своеобразное фортепианное барокко) и, что самое важное, — более сложным психологическим рисунком.

I часть. Начало концерта необычно. Просто и тихо запевает свою песню фортепиано, чуть грустную и скромную. «Я хотел,— писал Рахманинов,— «спеть» мелодию на фортепиано, как поют ее певцы». Мелодия «стелется как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая» (Б. Асафьев). Эта подлинная жемчужина русской мелодики удивительно проста, но именно в безыскусственности кроется ее неповторимое обаяние. Побочная тема ласкова, приветлива, развивается вначале спокойно и привольно, а затем чувство увлекает композитора и в восторженном порыве прорывается наружу.

Разработка начинается с повторения главной темы. Медленно и неуклонно, как при трудном подъеме в гору, растет напряжение. Уплотняется фортепианная звучность, разрастается симфоническая ткань. И здесь композитор вводит новаторский прием: каденция, которая раньше всегда была «послесловием» солиста, становится центром разработки. Грандиозное и бурное соло пианиста, наполненное массивной аккордикой, создает мощное нарастание драматизма, заставляя забыть о том, что звучит только один рояль. Резким контрастом рядом с громоподобной каденцией воспринимаются возвращающиеся темы, вернее, их отголоски, их бледные тени. Но «последнее слово» принадлежит главной песенной мелодии, и часть заканчивается затухающим диминуэндо.

Окруженная сложной вязью оркестровых голосов, в пряно-красочном наряде изысканных гармоний появляется спокойно-мечтательная тема 11 части. От оркестра она переходит к роялю и с каждым новым проведением преображается: созерцание сменяется активным чувством, ощущением беспредельной свободы и простора. Легким; призрачным видением мелькает виртуозный вальс, возвращая к первоначальному состоянию.

Небольшая каденция вводит в Финал. Атмосфера музыки резко меняется. Призывные кличи труб, колокольные звучания рождают ощущение тревоги, как перед новой битвой. Стремительный разво. рот стальных ритмов, могучий волевой напор — вот основной образ этой части. В движение властно вторгается вторая тема, тут же превращаясь в певучую лирическую. Так же, как во Втором концерте, она проходит трижды, троекратно вздымаются волны лирической эмоции. А между ними проносятся скерцозные эпизоды, увлекающие игрой прихотливых ритмов,— словно запрыгал веселый полишинель, позвякивая бубенцами. Наступает кода. В последний раз, в безудержном восторге и упоении, звучит ликующая мелодия, символизируя торжество света и радости.


Третий концерт в исполнении автора


Следующая страница: Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   • Третий концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2020

о проекте     контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru