ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаГлинка Михаил ИвановичБалакирев Милий АлексеевичБородин Александр ПорфирьевичМусоргский Модест ПетровичРимский-Корсаков Николай АндреевичЧайковский Пётр ИльичАренский Антон СтепановичЛядов Анатолий КонстантиновичТанеев Сергей ИвановичКалинников Василий СергеевичГлазунов Александр КонстантиновичСкрябин Александр НиколаевичРахманинов Сергей ВасильевичПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияСимфонические танцыВторой концерт для фортепиано с оркестромТретий концерт для фортепиано с оркестромРапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестромСтравинский Игорь ФедоровичГлиэр Рейнгольд Морицевич Мясковский Николай ЯковлевичПрокофьев Сергей СергеевичШостакович Дмитрий ДмитриевичКабалевский Дмитрий БорисовичХачатурян Арам ИльичХренников Тихон НиколаевичКлассическая музыкаЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Сергей Васильевич Рахманинов

ТРЕТИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, РЕ МИНОР

Посвящается И. Гофману

СОЧ. 30 (1909)
I. Allegro ma non tanto.
II. Adagio.
III. Alla breve
Первое исполнение — 28 ноября 1909 г. в Нью-Йорке,
солист автор, дирижер В. Дамрош

Третий концерт, как и Второй, принадлежит к шедеврам мировой симфонической литературы. Он близок своему предшественнику замыслом, структурой цикла и частей и вместе с тем отличается от него большим масштабом, напряженностью симфонического развития, более богатой, порой изощренной фактурой (если Второй концерт классичен, то Третий — своеобразное фортепианное барокко) и, что самое важное, — более сложным психологическим рисунком.

I часть. Начало концерта необычно. Просто и тихо запевает свою песню фортепиано, чуть грустную и скромную. «Я хотел,— писал Рахманинов,— «спеть» мелодию на фортепиано, как поют ее певцы». Мелодия «стелется как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая» (Б. Асафьев). Эта подлинная жемчужина русской мелодики удивительно проста, но именно в безыскусственности кроется ее неповторимое обаяние. Побочная тема ласкова, приветлива, развивается вначале спокойно и привольно, а затем чувство увлекает композитора и в восторженном порыве прорывается наружу.

Разработка начинается с повторения главной темы. Медленно и неуклонно, как при трудном подъеме в гору, растет напряжение. Уплотняется фортепианная звучность, разрастается симфоническая ткань. И здесь композитор вводит новаторский прием: каденция, которая раньше всегда была «послесловием» солиста, становится центром разработки. Грандиозное и бурное соло пианиста, наполненное массивной аккордикой, создает мощное нарастание драматизма, заставляя забыть о том, что звучит только один рояль. Резким контрастом рядом с громоподобной каденцией воспринимаются возвращающиеся темы, вернее, их отголоски, их бледные тени. Но «последнее слово» принадлежит главной песенной мелодии, и часть заканчивается затухающим диминуэндо.

Окруженная сложной вязью оркестровых голосов, в пряно-красочном наряде изысканных гармоний появляется спокойно-мечтательная тема 11 части. От оркестра она переходит к роялю и с каждым новым проведением преображается: созерцание сменяется активным чувством, ощущением беспредельной свободы и простора. Легким; призрачным видением мелькает виртуозный вальс, возвращая к первоначальному состоянию.

Небольшая каденция вводит в Финал. Атмосфера музыки резко меняется. Призывные кличи труб, колокольные звучания рождают ощущение тревоги, как перед новой битвой. Стремительный разво. рот стальных ритмов, могучий волевой напор — вот основной образ этой части. В движение властно вторгается вторая тема, тут же превращаясь в певучую лирическую. Так же, как во Втором концерте, она проходит трижды, троекратно вздымаются волны лирической эмоции. А между ними проносятся скерцозные эпизоды, увлекающие игрой прихотливых ритмов,— словно запрыгал веселый полишинель, позвякивая бубенцами. Наступает кода. В последний раз, в безудержном восторге и упоении, звучит ликующая мелодия, символизируя торжество света и радости.


Третий концерт в исполнении автора


Следующая страница: Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром

      • Главная   • Русская музыка   • Рахманинов Сергей Васильевич   • Третий концерт для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru