ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертСимфония си-бемоль мажорСимфония си-минор «Неоконченная»Симфония до мажорКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

ФРАНЦ ШУБЕРТ

(1797 — 1828)

Как много прекрасного ни принесло бы время, второго Шуберта даст оно не скоро.
Р. Шуман

На Верингском кладбище в Вене есть могильный памятник с многозначительной надписью: «Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но еще более богатые надежды». Это могила Шуберта. Гениальный музыкант прожил недолгую и безрадостную жизнь, полную творческого горения, борьбы с лишениями, и умер, не узнав славы и не услышав большей части своих сочинений. То была яркая, но кратковременная вспышка звезды первой величины, оставшейся почти незамеченной большинством современников.

В удушливой атмосфере меттерниховской Авсгрии гибли таланты, гасла мысль. Бетховен умер в бедности и одиночестве. Шуберта постигла та же участь. Их судьбы во многом схожи, а творческие устремления — различны. Бетховен, сформировавшийся под влиянием идей эпохи Просвещения и Французской революции, воплотил в своем мужественном искусстве героический порыв человечества к Свободе, Равенству, Братству.

Шуберт, переживший его всего на год, принадлежал уже другому поколению. Давно отбушевали революционные бури, отгремели наполеоновские пушки. В Европе царила реакция, душившая все смелое и передовое. Новое поколение уже не верило в возможность переустройства мира. Борьба казалась бессмысленной. В этой тяжелой обстановке и родился романтизм — искусство разочарований, неудовлетворенности, сомнений. Оно отвратило свои взоры от гражданских, «всечеловеческих» проблем и занялось анализом сложной душевной жизни индивидуума. Романтики утверждали, что каждый человек неповторим, что он — целый мир, неизведанный, а порой таинственный, и что нет более высокой цели у искусства, чем исследовать этот богатейший мир чувств, ощущений, озарений. Не разум должен быть мерилом всего сущего, а эмоция — тончайший инструмент в познании мира. Героем становится сам художник, искусство обретает черты автобиографичности, превращается в лирический дневник. Вместе с тем, творческая фантазия, освобожденная от канонов классицизма, словно заново открывает мир, обнаруживая его бесконечное разнообразие.

Шуберт — утренняя заря музыкального романтизма. Его музыка — лирический поток, каждая нота которого овеяна дыханием живого, трепетного, открытого чувства. Лирика Шуберта чиста и непосредственна, недаром он на долгие времена стал мерилом искренности и простоты в искусстве. Для Шуберта выражать чувства в музыке означало петь — и в прямом, и в метафорическом значении этого слова. Он слышал мир и выражал себя через песню, поверяя ей свои тревоги и радости, сомнения и разочарования. Он сделал песню — этот «низкий» бытовой жанр — выражением возвышенных, романтических чувств, опоэтизировал ее, подняв на уровень высоких обобщений, и, вместе с тем, сохранив ее первозданную простоту. 600 песен, написанных Шубертом, — величайшее сокровище лирики, то чистой и целомудренной, как улыбка ребенка, то глубокой, как мысль философа. Мелодия — стихия Шуберта. Сонаты, ансамбли, симфонии — все пронизано песенностью, всюду господствует мелодика, покоряющая свежестыо и красотой.

Наследие композитора, умершего в возрасте 32 лет, громадно. Симфонические жанры занимают в нем одно из главных мест. Шубертом написано 10 симфоний. Но одна из них (Девятая) утеряна, а другая (Седьмая) сохранилась только в эскизах. Таким образом, в настоящее время известны всего 8 симфоний, к тому же многие из них были обнаружены спустя десятки лет после смерти автора. [Этим объясняется путаница в нумерации шубертовских симфоний. Так, например, «Неоконченная» симфония нередко указывается то как Восьмая, то как Седьмая. Этими же номерами обозначается и последняя симфония До мажор. На самом деле «Неоконченная» — Восьмая, а До-мажорная-Девятая.]

Ни одной из своих симфоний (за исключением одной из ранних) Шуберту услышать не удалось. Современники не знали, что в его лице они потеряли выдающегося симфониста, открывшего новую страницу в истории симфонической музыки.

Шуберт — родоначальник лирико-романтического симфонизма, где музыкальным развитием управляет не столкновение идей, как у Бетховена, а «жизнь чувства» во всем ее многообразии и сложности. Если бетховенские симфонические концепции имели обобщенно философский характер, то шубертовская симфония рождена скорее как непосредственный эмоциональный отклик, как «лирическая исповедь души» (Чайковский).

Это не означает, что мир шубертовской симфонии ограничен сугубо субъективными высказываниями. Нет, он широк и включает картины объективной жизни — пейзажи, жанровые сцены, например эпизоды народных празднеств, шествий и т. д. Но все, о чем пишет Шуберт, одухотворено романтическим мироощущением, пронизано лирическим чувством, опоэтизировано. Рассказывает ли шубертовская симфония о напряженных внутренних психологических конфликтах, повествует ли о столкновениях с жестокой действительностью или рисует мирные пейзажи, — она всегда воспринимается как проникновенный монолог, звучащий от лица автора. Наиболее ярко эта лирико-романтическая интерпретация симфонии проявилась в широко популярной си-минорной, известной под названием «Неоконченная» , однако частично сказывалась и в более ранних произведениях.


Симфонические сочинения:
•  10 симфоний (1813, 1815, 1815, 1816 — «Трагическая» , 1816-Си-бемоль мажорная, 1818, 18?? — сохр. в эскизах, 1822 — «Неоконченная» , 1825, «Гаштейнская» — утеряна, 1828 — До мажор («Большая» );
•  Увертюры (1816, 1817, обе — «в итальянском стиле» ).


Симфония си-бемоль мажор  
Написанная 19-летним композитором, cимфония cи-бемоль мажор принадлежит к числу самых светлых и гармоничных созданий Шуберта. На всем произведении лежит печать юношески радостного восприятия жизни. Разумеется, эта Симфония еще не вполне «шубертовская» . Она выдержана в традициях горячо любимого молодым композитором Моцарта. Однако сквозь классически стройную форму уже прорывается трепетная романтическая эмоция.

Симфония си-минор «Неоконченная»  
В 1865 г. немецкий дирижер И. Хербек в бумагах Хюттенбреннера, друга Шуберта, обнаружил неизвестную 2-частную симфонию. Это и была ныне самая популярная из шубертовских симфоний — «Неоконченная». До сих пор нет единого мнения относительно того, почему она осталась незавершенной. После того, как осенью 1822 г. единым творческим порывом были написаны эти две части, Шуберт имел достаточно времени, чтобы завершить симфонию. Однако он этого не сделал, и, набросав первые 9 тактов скерцо, отложил перо.

Симфония до мажор  
Поэзия «лесной романтики» ощущается уже в начале симфонии, когда в тишине зала раздается отдаленный таинственный призыв валторн. Он разрастается в грандиозное Вступление и обретает торжественный, рыцарски-горделивый облик. I часть пронизана героико-романтическим порывом воодушевления. Отсюда устремленность движения, бурный, но светлый характер музыки, слитность традиционных разделов части.


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Франц Шуберт   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru