ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертСимфония си-бемоль мажорСимфония си-минор «Неоконченная»Симфония до мажорКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Франц Шуберт

СИМФОНИЯ ДО МАЖОР (1828)

I. Andante. Allegro ma non troppo.
II. Andante con moto.
III. Scherzo. Allegro vivace.
IV. Allegro vivace
Первое исполнение в 1839 г. в Лейпциге
под упр. Ф. Мендельсона

«Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами, и громадной силой, и богатством вложенного в него вдохновения...», — писал о симфонии До мажор Чайковский. Между тем, как и многие сочинения Шуберта, симфония была забыта и лишь в 1838 г. найдена Р. Шуманом у брата покойного композитора. Вот уже почти 200 лет она волнует мир мелодической красотой, поэтичностью образов. В музыке До-мажорной симфонии, кажется, запечатлена Австрия с ее природой, опоэтизированной художником «лесной романтикой» народных легенд, песен и танцев. Стихия танца, ритмика коллективного организованного движения роднит эту симфонию с Седьмой Бетховена.

Поэзия «лесной романтики» ощущается уже в начале симфонии, когда в тишине зала раздается отдаленный таинственный призыв валторн. Он разрастается в грандиозное Вступление и обретает торжественный, рыцарски-горделивый облик. I часть пронизана героико-романтическим порывом воодушевления. Отсюда устремленность движения, бурный, но светлый характер музыки, слитность традиционных разделов части. И первая, по-бетховенски фанфарная тема, и вторая, чуть меланхоличная, песенная, и пронизанная танцевальными ритмами разработка, и широко развитая реприза, где Шуберт, словно упиваясь красотой мелодий, повторяет их вновь и вновь; все охвачено единым восторженно-романтическим чувством увлечения и радости жизни.

II часть необычна. Вместо традиционного лирического раздумья — жанровая сцена, написанная широкой размашистой кистью. В ее богатой и разнообразной мелодике, весьма близкой венгерской народной песне, строгом ритме поступательного дви жения есть что-то от массового танца-шествия. Вместе с тем здесь нет картины народного веселья. Музыка поражает внутренней собранностью, серьезностью, ритмической дисциплиной, четкостью, ясностью форм.

Образы «лесной романтики» вновь оживают в Скерцо с его светотенью грузных басов и легкого, порхающего движения. В целом же Скерцо трактовано в танцевальном характере. Вальсовые ритмы легко ощутимы в его крайних разделах, а средний представляет собой откровенно простодушный деревенский лендлер, каких немало писал Шуберт. Так рождается типично романтическое сочетание фантастического и жанрового элементов.

Призывными кличами, стремительным темпом, водоворотом танцевальных ритмов, — всей своей праздничной атмосферой захватывает и увлекает Финал. Написанный с подлинно бетховенским размахом, он воспринимается как величественное воплощение образов народного немецкого эпоса.


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Франц Шуберт   • Симфония до мажор   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru