ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистСимфоническая поэма «Прелюды»Увертюра «Тассо»Рихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

(1811 — 1886)

... Искусство не является чем-то существующим само по себе,
оно является лишь одной стороной всего человечества,
которую нельзя отделить от жизни людей, и находится в
постоянном соотношении и взаимном влиянии со всем
содержанием этой жизни.
Ф. Лист

Лист — одна из выдающихся и наиболее влиятельных фигур в истории европейской музыки XIX века. Гениальный виртуоз, заложивший основы современного пианизма, крупнейший композитор, дирижер, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель, посвятил себя утверждению идеалов романтизма. Большая жизнь Листа охватила все центральные события прошлого века. Его артистический путь начался еще при Бетховене (великий симфонист слышал игру юного Листа и восторгался ею), а последние годы совпали с эпохой новых веяний, когда уже занималась заря музыкального импрессионизма. Он дружил с Шопеном, знал Мендельсона, поддерживал Вагнера и Грига, приветствовал появление новой русской школы. Лист поистине был патриархом европейской музыки. Учиться у него стремились пианисты всех стран, а молодые композиторы искали его совета и помощи.

Автор многочисленных фортепианных сочинений, Лист обратился к симфоническому творчеству лишь в зрелые годы, прекратив деятельность концертирующего пианиста и уединившись в Веймаре. Обуреваемый замыслами, он в течение одного 10-летия (1847 — 1857) создал свои лучшие симфонические произведения (симфонии, поэмы), осуществив в них принципы программного симфонизма-нового вида синтеза музыки и литературы. При этом программность Листа носит обобщенный характер, в ней нет подробной изобразительности. Идея раскрывается в последовательной смен эмоциональных состояний, а живописные детали служат лишь комичным ориентиром в сюжетном развитии музыки.

Почти все поэмы Листа (как и симфонии) связаны с литературой. Это древние мифы, образы Шекспира, Гёте, Гюго, Ламартина, Шиллера, Тассо, Гердера. Однако они служили ему лишь толчком для собственных философских концепций, излагавшихся, как правило, в пространных предисловиях к симфоническим произведениям. Извечные загадки бытия, неразрешимое противоречие между гармонией природы и несовершенством человеческой жизни, стремление к познанию идеального, мессианская роль искусства, смертность художника и бессмертие его творений, — таковы те «проклятые» вопросы романтического века, которые волновали Листа, Но, несмотря на явный налет скептицизма, в целом искусство Листа оптимистично, утверждает торжество высоких порывов человеческого духа. Палитре Листа доступны героичность и утонченная лирика, бурный протестующий пафос и философская созерцательность, мефистофельский сарказм и благородная фаустовская возвышенность. На всем его искусстве лежит печать романтической патетики, широко понимаемой концертности и ослепительного артистизма.


Симфоническая поэма «Прелюды»  
«Прелюды» — третья симфоническая поэма Листа — обязаны своим названием стихотворению Ламартина, хотя создавались независимо от него. Лишь написав поэму, композитор нашел, что это стихотворение отвечает ее духу, однако в программе по-своему трактует идеи поэта.

Увертюра «Тассо»  
28 августа 1849 г. в Веймаре по случаю 100-летия со дня рождения Гёте была поставлена его драма «Торквато Тассо». Спектакль открывался «Увертюрой Тассо», специально сочиненной Листом. Однако, по признанию композитора, подлинным стимулом для создания увертюры была не столько драма Гёте, сколько стихотворение Байрона «Жалоба Тассо», написанное после посещения госпиталя св. Анны в Ферраре, где некогда томился в заключении автор «Освобожденного Иерусалима».


ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, МИ-БЕМОЛЬ МАЖОР

Соч. 1848, 1856
Первое исполнение — 14 февраля 1855 г. в Веймаре
под упр. Г. Берлиоза, солист автор

Первый концерт соединил в себе характерные черты фортепианного и симфонического стилей Листа: блестящую виртуозность с симфонической поэмностью. Как и в поэмах, развитая 1-частная композиция складывается здесь на основе свободной, но внутренне логичной смены эмоциональных состояний.

Концерт начинается ярко и помпезно: краткой, но властной, повелительной темой в оркестре, за которой следует бравурная каденция пианиста (как и в Пятом концерте Бетховена). Именно этот прием сразу же дает ощущение виртуозного размаха произведения. Открывающая концерт оркестровая тема выступает в роли лейтмотива, который появляется в самых напряженных эпизодах как некое зловещее предупреждение. Но после начальной каденции он словно «уходит со сцены», растворяясь в прозрачных фигурациях рояля.

Следует смена состояний, рождается поэтичный «дуэт» фортепиано и оркестра, поочередно интонирующих мечтательно-задумчивую мелодию. Порыв воодушевления придает ей патетическую силу. Как грозное напоминание о чем-то неизбежном вторгается главная тема и затем, подобно горному обвалу, низвергаются стремительные октавные пассажи пианиста.

Новый контраст — фортепианное соло, краткий, исполненный тонкой красоты. романтический ноктюрн. Резкий «возглас» рояля, патетические речитативы, ласковая, игривая мелодия служат переходом к новому разделу. Это — призрачно-легкое Скерцо, полное игры причудливых бликов, вызывающее в памяти фантастические «сцены» из листовских Мефисто-вальсов. Бурный драматический взлет, рожденный появлением главной темы, перерастает в заключительный раздел концерта — сверкающе-победный марш: так вступали в Рим триумфаторы.

И как же велико листовское мастерство мелодических трансформаций, если в основе героического марша оказывается нежная тема «ноктюрна». В музыке растет чувство экстатической восторженности, торжественным «парадом» проходят темы концерта, партия фортепиано достигает высших пределов виртуозность. И весь этот стремительно несущийся поток ликующих звуков словно наталкивается на препятствие — громоподобно звучащую главную тему. В последний раз низвергается лавина октав, завершая развитие концерта.

ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ЛЯ МАЖОР

Соч. 1839, посл. ред. 1861
Первое исполнение — 7 января 1857 г. под управлением автора,
солист Г. Бронзарт

Ля-мажорный концерт в первоначальном варианте принадлежит к числу ранних сочинений Листа (написан до Ми-бемоль мажорного), однако последующие редакции превратили его в одно из совершенных созданий композитора. Обаяние и свежесть мелодики сочетаются с виртуозным блеском, нарядностью темброво-гармонического колорита. В этом произведении Лист продолжил реформу концерта, Новшества ожидали здесь современного слушателя на каждом шагу.

Концерт начинается вместо блестящего allegro тихим и проникновенным adagio. Композитор вводит слушателя в круг возвышенно романтических раздумий: слышен своеобразный лирический хорал, исполненный благоговейного восторга. Однако созерцательное состояние длится недолго. Его сменяет новый романтический образ — он героичен и благороден. Музыка наполняется порывистым движением, зовет к борьбе.

Новый контраст: лирический эпизод. Мечтательную мелодию ведет на фоне фортепианных арпеджио певучая виолончель. Как ожерелье из драгоценных камней нанизывает композитор одну мелодию прекраснее другой. Они звучат подобно нежным и томным, страстным и восторженным признаниям, но постепенно рассеиваются в струящихся пассажах рояля. Борьба возобновляется с новой силой, диалог фортепиано и оркестра рождает ощущение драматических столкновений, воплощает героический порыв. Наконец он приводит к победному маршу, в котором(как это было и в Первом концерте) узнаем преображенную лирическую тему. Однако прежде, чем композиция завершится, прозрачные, хрустальные звучания фортепиано еще раз уведут воображение слушателя в мир красоты, волшебной романтической мечты. И только после этого. стремительным темпом, броскими полновесными аккордами, лавинами октав, громогласными iutti композитор утвердит окончательное главенство героического образа.


Симфонические сочинения:
•  Симфонии «Фауст» (по Гёте, 1854), «К Божественной комедии» Данте» (1856);
•  18 симфонических поэм, в том числе:
•  «Что слышно на горе» (по Гюго, 1847, посл. ред. 1857),
•  «Тассо» (по Гёте, 1849, посл, ред. 1854),
•  «Прелюды» (по Ламартину, 1848, посл. ред. 1854),
•  «Орфей» (1854),
•  «Прометей» (по Гердеру, 1855),
•  «Мазепа» (по Гюго, 185!),
•  «Звуки празднества» (1853),
•  «Плач о героях» и «Венгрия» (1854),
•  «Гамлет» (по Шекспиру, 1858),
•  «Битва гуннов» (по фреске Каульбаха, 1857),
•  «Идеалы» (по Шиллеру, 1857)
•  «От колыбели до могилы» (по рис. Зичи, 1882);
•  2 концерта для фортепиано с оркестром (1839, 1849);
•  2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860).
•  «Пляска смерти» для фортепиано с оркестром (1949, посл. ред. 1856).


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Ференц Лист   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru