Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияЧетвертая симфонияСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов) |
ИОГАННЕС БРАМС(1833 -1897)
Писать столь красиво как Моцарт, мы уже не можем, «Два самых крупных события в моей жизни — это объединение Германии и окончание издания сочинений Баха». В этом, на первый взгляд, неожиданном признании — весь Брамс. Пылкая любовь к родине сочеталась у него с чувством преклонения перед богатствами национальной немецкой культуры. Стойкая верность ее лучшим традициям определила творческий облик Брамса. Он жил в сложную эпоху. После поражения революции 1848-1849 гг, в Германии сгустилась реакция Острые противоречия обнаружились в художественной жизни. Бурное развитие романтизма сопровождалось решительным пересмотром музыкальной эстетики. «Веймарская школа» (она группировались вокруг Вагнера и Листа) призывала к преодолению замкнутости музыки, слиянию с другими искусствами. Одновременно процветал и «умеренный» романтизм академического толка («Лейпцигская школа» ), далекий от современных проблем искусства и жизни. Брамс не примкнул ни к тому, ни к другому лагерю. Особенно чужды были ему вагнеровские идеи «музыки будущего» или «синтетического произведения искусства», рождающегося якобы на основе музыкального театра. Он не мог согласиться с тем, что время классической инструментальной симфонии окончилось, что отныне возможна лишь вокально-хоровая симфония по образцу финала Девятой Бетховена или программная симфоническая поэма в духе Листа. Титаническая борьба Брамса за классическую стройность и ясность, против нечеткости выражения, рыхлости форм, грозивших европейской музыке, вызывала со стороны недальновидных критиков едкие упреки в архаичности и консерватизме. История показала, что позиция Брамса была по-своему не менее смелой и новаторской, чем та, которую занимали проповедники «музыки будущего», считавшиеся тогда — в середине Х1Х в. — самыми передовыми художниками. Прочно опираясь на традиции предшественников (от старых полифонистов и Баха до Бетховена и Шумана), глубоко и любовно изучая народную песню (немецкую, австрийскую, венгерскую, славянскую), Брамс создал самобытнейшую музыку — мудрую и мужественную, нежную и порывистую, полную нравственной стойкости и чистоты. В обширном наследии Брамса (оно охватывает почти все жанры музыки за исключением оперы), 4 симфонии занимают одно из центральных мест. Брамс рассматривал симфонию как самый философский из музыкальных жанров, как средоточие глубоких раздумий о жизни, природе, цели человеческого существования. Поэтому он долго не решался приступать к созданию крупных симфонических партитур: Первая симфония появилась, когда композитору было 43 года. Много переживший человек, зрелый мыслитель и мастер, он запечатлел в симфониях новый, сложный, полный противоречий склад психики современника. При этом Брамс избежал опасностей, подстерегавших тогда многих композиторов,— субъективизма, художественного произвола, рапсодической расплывчатости формы. Он сохранил классическую 4-частную композицию цикла. Но толкование этой композиции глубоко, по-брамсовски своеобразно. В каждой из его симфоний — своя драматургия, свой особый мир образов. Первая симфония Вторая симфония Третья симфония Четвертая симфония КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ, РЕ МАЖОР
СОЧ. 77 (1878) Концерт для скрипки относится к лучшим сочинениям Брамса. Весь он словно светится любовью к жизни, природе, людям. Отсюда — и господство теплых, солнечных красок, и мелодическое изобилие музыки. Особенно богата мелодиями I часть. Она развертывается вольно и плавно и, может быть, показалась бы недостаточно активной, если бы не мятежно-страстный мотив, играющий роль своего рода «возмутителя спокойствия» . Впервые появляется он в конце оркестрового вступления, вызывая ответную патетическую реплику солирующей скрипки. Этот мотив неоднократно врывается в размеренное течение музыки, и каждый раз драматический характер его остается неизменным. Зато многообразно изменяется главная тема: она звучит то пасторально, то героически (перед каденцией скрипки), то — в конце I части-нежно и умиротворенно. II часть погружается в ничем не тревожимое лирическое созерцание. Музыка напоена истинно скрипичным пением — сочным, гибким, бесконечным. Даже в живом, увлекательном финале сказалась общая лирическая настроенность автора. Основная тема финала приводит на память гордые и темпераментные венгерские напевы. Но между ее повторениями возникают, подобно тихим островкам среди бурной реки, моменты типичной для всего произведения светлой пасторальной лирики. ВТОРОЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, СИ-БЕМОЛЬ МАЖОРСОЧ. 83 (1881) I. Allegro non troppo. II. Allegro appassionato. III. Andante. IV. Allegretto grazioso Первое исполнение — 22 ноября !881 г. в Штутгарте, солист автор «Симфония с солирующим фортепиано» — так нередко называют Второй фортепианный концерт Брамса. И действительно, сочинение это отличается не столь частыми в концертном жанре глубиной и серьезностью замысла, монументальностью формы, значительностью оркестровой партии. На всем произведении лежит печать светлой величавости, спокойной, уверенной радостности. Но при этом сколько здесь различных, контрастных состояний и образов! И как органично объединяются они между собой, образуя гибкий, подвижный ток эмоций. Вот I часть с ее эпическим зачином — плавной песенной мелодией валторн. Это ее основная тема, главенствующий образ. Но по мере развития в этой теме обнаруживаются новые оттенки, а далее рождаются иные образы: лирические и драматические, нежно-прозрачные и полные мужественной патетики. И образы эти то сопоставляются (тогда ощутимы грани, «стыки» между ними), то с поразительной незаметностью переходят один в другой. Той же изменчивостью душевных состояний отмечена II часть — скерцо. В ее крайних разделах состязаются, чередуясь, демонически-страстная тема и грустно-задумчивая мелодия в народном духе. Музыка среднего раздела окрашивается то полнокровным весельем, то таинственной вкрадчивостью, то мягким лиризмом. Финал увлекает жизнедеятельной энергией, радует вольной игрой непринужденно сменяющихся мелодий, пронизанных tocoбенно в побочной партии) мотивами и ритмами венгерского фольклора.
Симфонические сочинения: В.А. Фрумкин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |