ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

АНТОНИН ДВОРЖАК

(1841 — 1904)

Девятнадцатый век принес ярчайший расцвет национальной культуры многих стран Европы. Монюшко и Шопен в Польше, Эркель и Лист в Венгрии, Григ в Норвегии создавали на основе богатейшего музыкального фольклора своих стран национальное музыкальное искусство. В Чехии вслед за Сметаной — основателем чешской композиторской школы — обаяние и красоту мелодий своей родины открыл всему миру выдающийся композитор и музыкальный общественный деятель Антонин Дворжак.

Дворжак — автор огромного количества разнообразных произведений: опер, симфоний, оркестровых, хоровых, камерных инструментальных и вокальных пьес. И все его сочинения полны свежести, искренности, мелодического богатства, в них воплотилась стихия чешской народной музыки, народных песен, танцев. Музыка Дворжака рисует чудесные картины родной природы, замечательные образы героического прошлого Чехии, раскрывает душевное богатство народа, сохранившего свою самобытную культуру, показывает его стойкий оптимизм, его здоровый мир.

Особенно влекло Дворжака к симфоническим жанрам. Среди его произведений программные симфонические поэмы, навеянные образами чешского народного творчества, симфонии, в которых композитор своеобразно претворил достижения европейского симфонизма.

ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ (Чешская), СОЛЬ МАЖОР

Сочинение 1889 г.
I. Allegro con brio
II. Adagio
III. Allegretto grazioso.
IV. Allegro ma non troppo
Первое исполнение — 2 февраля 1890 г. в Праге
под управлением автора

Симфония Соль мажор, восьмая по счету из написанных композитором, была опубликована как Четвертая и под этим номером получила известность. Основной круг образов симфонии связан с Чехией, ее историей, природой. Исследователи творчества Дворжака часто называют ее «Чешской» или «Героической» .

Первая часть открывается небольшим вступлением. Спокойно, чуть печально поют виолончели. Их мелодия заканчивается просветленным аккордом, на фоне которого у флейты звучит как тезис простой бесхитростный наигрыш — всего несколько нот. Это главная тема. Но вот начинается постепенное «собирание сил» — усиливается звучание оркестра, присоединяются все новые инструменты. Тема разрастается, возникает величественный, глубоко национальный образ. Побочная тема не привносит контраста: это другая грань того же характера. Новые черты появляются в разработке-нотки драматизма, тревожные интонации. Кульминация части-героическая, с торжественными фанфарами — воскрешает в памяти образы чешских легенд.

Медленно, сосредоточенно, в выразительном пении струнных начинается II часть. Она напоминает народную песню-думку, повествующую о стародавних событиях — тяжелых страницах чешской истории. В музыке появляются то траурный оттенок, то героические интонации, то слышатся строгие хоральные напевы. Далее возникает более светлый песенный эпизод, а потом и героический, возвращающий к образам 1 части.

Музыка III части светла и безоблачна. Вальсовая тема скрипок звучит на фоне мягкого покачивающегося аккомпанемента. Изящество ее подчеркивается прозрачной оркестровкой. Вторая тема с хроматическими интонациями, менее протяженная, привносит черты лукавой грации. Трио — задушевный напев в народном характере. В целом обаятельное Allegretto производит впечатление жанрово-лирической народной сцены. Отзвучали последние мягкие аккорды III части, и трубы торжественно возглашают мужественную тему, напоминающую боевые гуситские песни. Это начался финал. Один за другим сменяются эпизоды. За распевным следует более мужественный, решительный, затем — массовая пляска (вариации 1-й темы). Вторая тема финала — словно издалека приближающийся суровый военный марш.

Вновь возвращаются первоначальные образы. На глубоко лирической трансформации первой темы финала основан отстраняющий эпизод — момент внутренней сосредоточенности перед заключением симфонии. Кода рисует образы народного празднества, приносит с собой оптимистическое жизнеутверждение.

СИМФОНИЯ «ИЗ НОВОГО СВЕТА» МИ МИНОР

Соч. 1893
I. Allegro molto
II. Largo
III. Scherzo
IV. Allegro con fuoco
Первое исполнение — 16 декабря 1893 г.
под упр. А. Зейдля

Вы, кто помните, что вечно
Человеческое сердце
Знало горести, сомненья
И порывы к светлой правде.
Вам бесхитростно пою я
    Лонгфелло

В 1891 г. Дворжак приехал в Америку, чтобы возглавить Нью-Йоркскую консерваторию. Композитор старался как можно лучше познакомиться с музыкой страны, в которую забросила его судьба. Особенно привлекало его искусство древних народов Америки. Он изучал индейский эпос, индейские мелодии, стремился сблизиться со своими учениками-неграми, узнать песни этого народа, славящегося своей музыкальностью. Но ни новые яркие впечатления, ни напряженная педагогическая и концертная деятельность не могли заглушить в нем тоски по родине. Постоянные мысли о далекой Чехии вместе с думами о судьбе «цветных» народов Нового Света и послужили содержанием последней симфонии Дворжака. (Симфония «Из Нового Света» — девятая по счету, но при жизни композитора была издана как Пятая.)

Симфония начинается медленным вступлением. Мрачно, даже угрожающе звучат интонации, предвосхищающие одну из основных тем симфонии — главную тему I части. Первая часть основана на трех темах. Главная — простая и светлая, напоминает призывный клич. Характерный синкопированный ритм ее, кажется, подслушан композитором в негритянских напевах; вторая часть темы — как будто образ далекой родины — танцевального характера, пленяет своей чисто чешской мягкостью. Побочная тема, похожая на пастуший наигрыш, обаятельна в своей простоте. Наконец, третья тема, имеющая важное значение в развитии музыкальных образов симфонии — заключительная. В ее спокойной, задумчивой и печальной мелодии сочетаются черты чешских и негритянских народных песен.

II часть сначала имела подзаголовок «Легенда». Композитора вдохновили образы «Песни о Гайавате» великого американского поэта Лонгфелло. Дворжаку захотелось музыкальными средствами передать глубоко волнующий эпизод поэмы — похороны жены Гайаваты — прекрасной Миннегаги. Но в музыке Largo, вместе с тем, непреодолимая тоска по родине, воспоминания о ней, дорогие сердцу чешские образы.

III часть — скерцо. Различные музыкальные темы, и проносящиеся в стремительном движении, и более спокойные, напевные, лукаво-грациозные, сменяя друг друга в прихотливом хороводе, создают яркую жанровую картинку.

Финал — грандиозный итог симфонического цикла. Суровую основную тему сменяет непринужденное веселье хороводных мелодий, затем вступает чудесная лирическая тема широкого дыхания... Очень активна, напряженна разработка финала. До последнего такта продолжается борьба. Центральная призывная тема симфонии (главная тема первой части), появлявшаяся в каждой из частей, звучит здесь в последний раз. Ее мощные фанфары fortissimo всего оркестра говорят о грядущей победе света, радости.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ С ОРКЕСТРОМ, СИ МИНОР

Посвящается Г. Вигану

Соч. 1895
I. Allegro
II. Adagio ma non troppo
III. Allegro moderato
Первое исполнение — 19 марта 1896 г. в Лондоне
под упр. автора, солист Л. Стерн

Почему только я не знал, что виолончельный концерт можно так написать!
Я бы давно уже написал его!
    И. Брамс

Виолончельный концерт — одно из лучших произведений великого чешского композитора. Написанный во время пребывания в Америке, концерт кругом образов и настроений, особенностями музыкальной драматургии близок симфонии «Из Нового Света» . Но на музыку его наложили отпечаток не только мысли о родине, о судьбах родного народа, но и личные переживания композитора — утрата отца и свояченицы, с которой он был связан узами многолетней тесной дружбы. По своим масштабам концерт — это настоящая симфония для виолончели с оркестром — первый пример подобного рода в музыкальной литературе.

До Дворжака можно найти примеры фортепианных и скрипичных концертов с большим симфоническим развитием (Чайковский, Брамс), но произведение подобной глубины симфонического обобщения для виолончели появилось впервые.

В основе I части концерта — две темы. Первая — мужественная и суровая, близка по характеру и интонациям основной теме финала Пятой симфонии; вторая, широкораспевная, покоряет глубиной лирического чувства, искренностью, красотой привольно раскинувшейся мелодии.

II часть, перекликающаяся по настроению с Largo симфонии, начинается спокойно, умиротворенно. Развитие простой светлой мелодии, ее постепенное изменение приводит к напряженным драматическим звучаниям. В среднем разделе части заостряются настроения скорби, печали, появляются интонации траурного и вместе с тем торжественного шествия.

Финал носит жизнерадостный, ликующий характер. Это утверждение силы, оптимизма, душевного здоровья. Вновь возникают ассоциации с Пятой симфонией (финалом). Основная тема, неоднократно возвращающаяся на протяжении части, празднична, упруга, словно туго закрученная пружина. Она таит в себе огромный запас жизненной энергии. Чередуясь с ним, появляются эпизоды иного плана — распевно-лирические, задушевные; танцевальные, полный непринужденного веселья; блестяще-виртуозные... В монументальной коде финала появляются интонации всех основных тем произведения. Торжественно-эпически звучит заключение концерта.


Симфонические сочинения:
•  9 симфоний (1865, 1865, 1873, 1874, 1875, 1880, 1885, 1889, 1893),
•  Концерт для фортепиано, с орк. (1876),
•  Славянские рапсодии (1878),
•  Славянские танцы (1878),
•  Концерт для скрипки с оркестром (1879),
•  Легенды (1881),
•  Гуситская увертюра (1883),
•  Концерт для виолончели с оркестром (1895);
•  Симфонические поэмы: «Водяной» , «Полуденница» , «Золотая прялка» , «Голубь» (1896), «Богатырская песнь» (l897).


Л.В. Михеева
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Эдвард Григ

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Антонин Дворжак   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru