ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.
(И.Стравинский)

РИХАРД ШТРАУС

(1864 — 1949)

Штраус — виднейший представитель немецкой музыкальной культуры конца ХIХ — середины ХХ в. Выдающийся композитор, талантливый дирижер, человек незаурядной эрудиции и тонкого критического ума, он оказал сильное влияние на музыкальное искусство и исполнительскую культуру современной ему эпохи. Длительный творческий путь композитора, начавшийся еще при жизни Вагнера, завершился уже после второй мировой войны.

Штраус принадлежал к числу мастеров, творческий почерк которых неотделим от чисто оркестровой манеры письма. Он в совершенстве изучил возможности самого сложного и многоликого «инструмента» — симфонического оркестра. Композитором создано более 20 крупных оркестровых сочинений. Большинство из них программны. В некоторых случаях программа подробно раскрыта и последовательно претворена в музыке (симфонические поэмы «Дон-Жуан» , «Дон-Кихот» , «Жизнь героя» , «Домашняя симфония» , «Альпийская симфония» ). В других сочинениях заглавие и недвусмысленность в изображении отдельных эпизодов заменяют подробную программу, которую, впрочем, слушатель может легко «вывести» из музыкального текста. Таковы симфонические поэмы «Макбет» , «Смерть и просветление» , «Веселые забавы Тиля Эйленшпигеля» , «Так говорил Заратустра».

Штраус не случайно сконцентрировал свое внимание на жанре симфонической поэмы. Свобода изложения, гибкость в чередовании эпизодов, быстрое переключение из одной образной сферы в другую — все это требовало компактной и в то же время очень «подвижной» формы. Если учесть к тому же, что сюжеты, волновавшие Штрауса, были удивительно живыми, действенными, наполненными кипучей фантазией и неподдельным, порой достаточно острым и едким юмором, — то станет ясным и абсолютно правомерным обращение композитора к этому чисто романтическому музыкальному жанру. Ведь даже симфонии Штрауса (Домашняя, Альпийская) — это, по существу, симфонические поэмы, разросшиеся до гигантских масштабов.

Музыкальный язык композитора поразительно рельефен и богат. Здесь сочетаются и неуемная фантазия и блеск изложения, и графическая четкость линий, и удивительная изобретательность, и редкое полифоническое мастерство. В симфонических поэмах явственно слышится дерзновенный вызов всему закостенелому, затхлому, обыденному, мещанскому; в их калейдоскопичности как бы отражаются пестрота и многоплановость самой жизни; в их ритмической упругости, в броских мотивах-импульсах ощущается дух нового времени, бьется живой пульс современности.

Хотя творческую продуктивность композитор сохранил исключительно высокой даже в 80-летнем возрасте, наибольшую популярность заслуженно завоевали сочинения раннего Штрауса, они продолжили линию программного симфонизма Берлиоза — Листа, осложненного влияниями Вагнера. И если в творчестве позднего Штрауса иногда бросаются в глаза нарочитая вульгарность, а порой и психологическая фальшь, то симфонические поэмы 80-90-х гг. — подлинные шедевры, не уступающие по содержательности и яркости музыки, а также по изумительному мастерству лучшим творениям немецкой музыкальной классики XIX в.


«ДОН-ЖУАН», СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СОЧ. 20 (1888)
Первое исполнение — 11 ноября 1889 г. в Веймаре
под упр. автора

Одно из самых значительных сочинений Штрауса — симфоническая поэма «Дон-Жуан» - написана 24-летним композитором по мотивам одноименного стихотворения немецкого поэта середины ХIХ в. Н. Ленау. Если у поэта наиболее остро подчеркнуты глубочайшее разочарование и душевная опустошенность героя, то «ДонЖуан» Штрауса насыщен энергией, жаждой жизни, полетностью... В то же время настроение симфонической поэмы, ее «сюжет» довольно точно следуют за произведением Ленау: характеристика Дон-Жуана, сцены с Церлиной, Графиней и донной Анной, картина маскарада и, наконец, смерть Дон-Жуана.

С колоссальным размахом, огромной силой убедительности рисует Штраус все эпизоды поэмы. Наиболее цельным и ярким стал образ Дон-Жуана.<.b> Две темы, характеризующие героя (первая — ослепительно жизнерадостная, энергичная, вторая — победно-героическая), составляют основной стержень произведения. На развитии и видоизменении этих тем построены все узловые моменты поэмы. Между их изложением даны лаконичные, удивительно меткие портреты трех женщин, встретившихся на пути героя: наивная Церлина, грациозная Графиня, нежно-мечтательная донна Анна (ее характеристике посвящен один из лучших эпизодов поэмы — вдохновенная певучая тема солирующего гобоя).

Блестящее полифоническое и оркестровое мастерство Штрауса особенно ярко проявилось в сцене маскарада. Вихрем проносятся ранее отзвучавшие темы. Катастрофа наступает внезапно. После грандиозного нагнетания горестно звучит как бы повисший в воздухе аккорд, на фоне которого беспокойно «шелестят» струнные... «Дон-Жуан» , — писал И. Соллертинский, — первое поистине гениальное произведение Рихарда Штрауса, и даже в своем роде впоследствии никогда не превзойденное. Такой вдохновенной, полетной стремительности, такого громадного, пусть немного театрального пафоса и драматизма, наконец такой цельности формы мы позже не встретим у композитора нигде».


«ВЕСЕЛЫЕ ПРОДЕЛКИ ТИЛЯ ЭЙЛЕНШПИГЕЛЯ», СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА

СОЧ. 28 (1895)
Первое исполнение — 5 ноября 1895 г. в Кёльне
под упр. Ф. Вюльнера

В основу поэмы положена легенда о Тиле Эйленшпигелеодно из интереснейших созданий западноевропейского фольклора. Образ Тиля, простого крестьянского парня, смелого и ловкого, остроумного и веселого, увлек воображение композитора. «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля» — красочное оркестровое полотно, своеобразный «роман приключений», лаконичный и дерзко жизнерадостный. Это один из шедевров музыкального юмора, редчайший образец незаурядной творческой фантазии и прелестных инструментальных находок.

Небольшое балладно-повествовательное вступление внезапно прерывается лукавой темой Тиля (валторна). Эта тема постепенно захватывает все больший диапазон, перебегая от одного инструмента к другому, от одной оркестровой группы к другой... Вторая тема, характеризующая героя, поручена кларнету; она ярко рисует дерзкий и задорно-насмешливый облик проказника Тиля. Начинаются необычайные приключения. Верхом на коне Тиль въезжает на базар, где толпа торговок швыряет в него горшками.

Увидев пастора, Тиль надевает монашескую рясу и имитирует проповедь, но, внезапно прервав ее, разражается гомерическим хохотом. Наконец герой отваживается на любовное объяснение (его темы звучат ласково), но чувство Тиля не встречает ответа, и это приводит его в ярость. Однако долго сердиться проказник не умеет. Вот он язвительно издевается над скучной, сухой речью ученых-профессоров (банальная тема фаготов и бас-кларнета).

Попадая в родную среду (звучит задорная полька), Тиль предается необузданному веселью. Внезапно нить стремительных похождений обрывается. Героя, обвиняемого в насмешках над «сильными мира» , ведут на казнь. Штраус мастерски, с почти зрительной достоверностью, рисует картину казни Тиля. Однако и на эшафоте проказник не теряет присутствия духа (насмешливо звучат его темы). Краткий эпилог, где вновь огненным каскадом проносится упругая и саркастически заостренная тема главного героя, словно подводит итог всему рассказу: в народном сказании легендарный облик Тиля всегда будет олицетворением бесстрашия, находчивости и отваги.


Симфонические сочинения:
•  Домашняя симфония (1903), Альпийская симфония (1915);
•  Фантазия «Из Италии» (1886);
•  Поэмы «Дон-Жуан» (1889), «Смерть и просветление» (1889), «Макбет» (1890), «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля» (1895), «Так говорил Заратустра» (1896), «Дон-Кихот» (1897), «Жизнь героя» (1898);
•  Музыка к комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» (1917);
•  «Метаморфозы» (1945);
•  2 концерта для валторны с оркестром (1883, 1942);
•  Бурлеска для фортепиано, с оркестром (1886).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Рихард Штраусс   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru