Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах) |
РИХАРД ШТРАУС(1864 — 1949)Штраус — виднейший представитель немецкой музыкальной культуры конца ХIХ — середины ХХ в. Выдающийся композитор, талантливый дирижер, человек незаурядной эрудиции и тонкого критического ума, он оказал сильное влияние на музыкальное искусство и исполнительскую культуру современной ему эпохи. Длительный творческий путь композитора, начавшийся еще при жизни Вагнера, завершился уже после второй мировой войны. Штраус принадлежал к числу мастеров, творческий почерк которых неотделим от чисто оркестровой манеры письма. Он в совершенстве изучил возможности самого сложного и многоликого «инструмента» — симфонического оркестра. Композитором создано более 20 крупных оркестровых сочинений. Большинство из них программны. В некоторых случаях программа подробно раскрыта и последовательно претворена в музыке (симфонические поэмы «Дон-Жуан» , «Дон-Кихот» , «Жизнь героя» , «Домашняя симфония» , «Альпийская симфония» ). В других сочинениях заглавие и недвусмысленность в изображении отдельных эпизодов заменяют подробную программу, которую, впрочем, слушатель может легко «вывести» из музыкального текста. Таковы симфонические поэмы «Макбет» , «Смерть и просветление» , «Веселые забавы Тиля Эйленшпигеля» , «Так говорил Заратустра». Штраус не случайно сконцентрировал свое внимание на жанре симфонической поэмы. Свобода изложения, гибкость в чередовании эпизодов, быстрое переключение из одной образной сферы в другую — все это требовало компактной и в то же время очень «подвижной» формы. Если учесть к тому же, что сюжеты, волновавшие Штрауса, были удивительно живыми, действенными, наполненными кипучей фантазией и неподдельным, порой достаточно острым и едким юмором, — то станет ясным и абсолютно правомерным обращение композитора к этому чисто романтическому музыкальному жанру. Ведь даже симфонии Штрауса (Домашняя, Альпийская) — это, по существу, симфонические поэмы, разросшиеся до гигантских масштабов. Музыкальный язык композитора поразительно рельефен и богат. Здесь сочетаются и неуемная фантазия и блеск изложения, и графическая четкость линий, и удивительная изобретательность, и редкое полифоническое мастерство. В симфонических поэмах явственно слышится дерзновенный вызов всему закостенелому, затхлому, обыденному, мещанскому; в их калейдоскопичности как бы отражаются пестрота и многоплановость самой жизни; в их ритмической упругости, в броских мотивах-импульсах ощущается дух нового времени, бьется живой пульс современности. Хотя творческую продуктивность композитор сохранил исключительно высокой даже в 80-летнем возрасте, наибольшую популярность заслуженно завоевали сочинения раннего Штрауса, они продолжили линию программного симфонизма Берлиоза — Листа, осложненного влияниями Вагнера. И если в творчестве позднего Штрауса иногда бросаются в глаза нарочитая вульгарность, а порой и психологическая фальшь, то симфонические поэмы 80-90-х гг. — подлинные шедевры, не уступающие по содержательности и яркости музыки, а также по изумительному мастерству лучшим творениям немецкой музыкальной классики XIX в. «ДОН-ЖУАН», СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА
СОЧ. 20 (1888) Одно из самых значительных сочинений Штрауса — симфоническая поэма «Дон-Жуан» - написана 24-летним композитором по мотивам одноименного стихотворения немецкого поэта середины ХIХ в. Н. Ленау. Если у поэта наиболее остро подчеркнуты глубочайшее разочарование и душевная опустошенность героя, то «ДонЖуан» Штрауса насыщен энергией, жаждой жизни, полетностью... В то же время настроение симфонической поэмы, ее «сюжет» довольно точно следуют за произведением Ленау: характеристика Дон-Жуана, сцены с Церлиной, Графиней и донной Анной, картина маскарада и, наконец, смерть Дон-Жуана. С колоссальным размахом, огромной силой убедительности рисует Штраус все эпизоды поэмы. Наиболее цельным и ярким стал образ Дон-Жуана.<.b> Две темы, характеризующие героя (первая — ослепительно жизнерадостная, энергичная, вторая — победно-героическая), составляют основной стержень произведения. На развитии и видоизменении этих тем построены все узловые моменты поэмы. Между их изложением даны лаконичные, удивительно меткие портреты трех женщин, встретившихся на пути героя: наивная Церлина, грациозная Графиня, нежно-мечтательная донна Анна (ее характеристике посвящен один из лучших эпизодов поэмы — вдохновенная певучая тема солирующего гобоя). Блестящее полифоническое и оркестровое мастерство Штрауса особенно ярко проявилось в сцене маскарада. Вихрем проносятся ранее отзвучавшие темы. Катастрофа наступает внезапно. После грандиозного нагнетания горестно звучит как бы повисший в воздухе аккорд, на фоне которого беспокойно «шелестят» струнные... «Дон-Жуан» , — писал И. Соллертинский, — первое поистине гениальное произведение Рихарда Штрауса, и даже в своем роде впоследствии никогда не превзойденное. Такой вдохновенной, полетной стремительности, такого громадного, пусть немного театрального пафоса и драматизма, наконец такой цельности формы мы позже не встретим у композитора нигде». «ВЕСЕЛЫЕ ПРОДЕЛКИ ТИЛЯ ЭЙЛЕНШПИГЕЛЯ», СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА
СОЧ. 28 (1895) В основу поэмы положена легенда о Тиле Эйленшпигелеодно из интереснейших созданий западноевропейского фольклора. Образ Тиля, простого крестьянского парня, смелого и ловкого, остроумного и веселого, увлек воображение композитора. «Веселые проделки Тиля Эйленшпигеля» — красочное оркестровое полотно, своеобразный «роман приключений», лаконичный и дерзко жизнерадостный. Это один из шедевров музыкального юмора, редчайший образец незаурядной творческой фантазии и прелестных инструментальных находок. Небольшое балладно-повествовательное вступление внезапно прерывается лукавой темой Тиля (валторна). Эта тема постепенно захватывает все больший диапазон, перебегая от одного инструмента к другому, от одной оркестровой группы к другой... Вторая тема, характеризующая героя, поручена кларнету; она ярко рисует дерзкий и задорно-насмешливый облик проказника Тиля. Начинаются необычайные приключения. Верхом на коне Тиль въезжает на базар, где толпа торговок швыряет в него горшками. Увидев пастора, Тиль надевает монашескую рясу и имитирует проповедь, но, внезапно прервав ее, разражается гомерическим хохотом. Наконец герой отваживается на любовное объяснение (его темы звучат ласково), но чувство Тиля не встречает ответа, и это приводит его в ярость. Однако долго сердиться проказник не умеет. Вот он язвительно издевается над скучной, сухой речью ученых-профессоров (банальная тема фаготов и бас-кларнета). Попадая в родную среду (звучит задорная полька), Тиль предается необузданному веселью. Внезапно нить стремительных похождений обрывается. Героя, обвиняемого в насмешках над «сильными мира» , ведут на казнь. Штраус мастерски, с почти зрительной достоверностью, рисует картину казни Тиля. Однако и на эшафоте проказник не теряет присутствия духа (насмешливо звучат его темы). Краткий эпилог, где вновь огненным каскадом проносится упругая и саркастически заостренная тема главного героя, словно подводит итог всему рассказу: в народном сказании легендарный облик Тиля всегда будет олицетворением бесстрашия, находчивости и отваги.
Симфонические сочинения: В.С. Фомин
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |