Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт) |
СЕЗАР ФРАНК(1822-1890)
... Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души, души непорочной и лучезарной красоты.
Творчество С. Франка — своеобразнейшее явление французской культуры 2-й половины XIX в. Современник Бизе, он создал музыку, резко отличающуюся от блестящей, темпераментной музыки гениального автора «Кармен». Стиль Франка — возвышенный и строгий, для него характерны патетика, романтически неустойчивые состояния. Восторженные порывы соседствуют с самоуглублением, волевые эмоции сменяются чувствами жалобы, мольбы. Франка глубоко волнует тема морального совершенствования человека, его музыка дышит высоким эпическим пафосом, она в высшей степени гуманна. «Сущность музыкального произведениях его идее,— говорил Франк. Она душа музыки, а форма — только телесная оболочка души» . Симфоническое творчество занимает одно из центральных мест в наследии Франка. В крайне неблагоприятной атмосфере, когда, по словам Сен-Санса, «только человек, лишенный здравого смысла, мог сочинять инструментальную музыку» , Франк упорно, с непримиримостью и бескомпромиссностью шел своим путем, отстаивая заветы классического симфонизма. Подобно Брамсу, он .соединил достижения романтизма с классицизмом. Несмотря на романтическую непринужденность выражения, изобилие острых контрастов и гибких переходов, Франк добивался в своих крупных произведениях стройности формы и замечательного художественного единства. СИМФОНИЯ РЕ МИНОР (1888)
I. Lento. Allegro non troppo. Симфония ре минор — одна из жемчужин зарубежного симфонизма XIX в. Ее содержание остродраматично. Развитие контрастных образов в 3 частях симфонии охвачено единой философской мыслью, пронизано настойчивым вопросом о сущности, смысле человеческих стремлений. Как сложен и мучителен этот вопрос! 06 этом говорит вступление к 1 части с его угрюмой, тяжелой мелодией, прерываемой томительными паузами. Та же мелодия, гигантски ускоренная, будто вздыбленная, становится главной темой Allegro: вопрошая себя о смысле жизни, человек ищет ответа в самой жизни, бурной и тревожной. Но вот словно забрезжил манящий идеальный образ: одна за другой являются две мелодии, по-весеннему свежие и чистые. Особенно прекрасна вторая. Кажется, что. именно к ней устремлялось все развитие музыки! Восторженно, в неудержимом экстазе взмывает она как песнь счастья. Но как далек идеал от реальной действительности! Сколько титанических усилий необходимо для его достижения! Снова мрачно нависает вопрос вступления, и снова устремляется музыка в водоворот борьбы... Иные стороны жизни открывает обаятельная II часть. В ней слышатся то элегические раздумья, то ощущение благодатного отдыха. Полна достоинства и какой-то особенной вечной красоты мелодия народной бретонской песни, которую вполголоса поет английский рожок. Музыка повествует о поэзии лугов и полей или, быть может, о поэзии народной души... И в этом неспешном раздумье, погружении в устойчивый и мудрый мир вечной красоты обретаются душевные силы и мужество для победы, Финал возглашает, что победа завоевана. Музыка преиспол-. нена бодрости, она льется привольным потоком. вбирая в себя мелодии предшествующих частей. Среди них и вопросительный мотив вступления: утративший былую мрачность, перенесенный II мажор, он будто озаряется просветленной улыбкой, сливаясь со знакомой восторженной мелодией 1 части...
Симфонические сочинения: В.А. Фрумкин Следующая страница: Жорж Бизе
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |