ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

БЕДРЖИХ СМЕТАНА

(1824-1884)

Сметана — первый классик чешской музыки. Выдающийся композитор, пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель, он посвятил весь свой многообразный талант воспеванию народных идеалов. Музыка Сметаны вдохновлена идеей борьбы за свободу и независимость закрепощенной родины. Оттого в ней столько внутренней силы и оптимизма. Сметана одинаково велик в эпосе, героике и в сочном крестьянском юморе. Высшие его достижения связаны с оперой и программным симфонизмом. Именно программность позволяла композитору воплощать свои патриотические замыслы в конкретных выпуклых образах, доступных самым широким слушательским массам. Излюбленным жанром Сметаны была симфоническая поэма. Композитор нашел оригинальный, самостоятельный путь развития этого жанра.

«МОЯ РОДИНА», ЦИКЛ СИМФОНИЧЕСКИХ ПОЭМ

(1874—1879)

Цикл «Моя Родина» занимает центральное место в симфоническом наследии Сметаны. Он состоит из 6 крупных поэм, вполне самостоятельных по содержанию, но связанных между собой образными и мелодическими нитями. Главное, что их объединяет,— идея Родины, мысль о красоте родной земли и бессмертии ее народа. Программа большинства поэм рождена поэтической фантазией композитора: 2 поэмы («Шарка» и «Бланик» ) написаны по мотивам народных легенд. Редкий по размаху, поистине грандиозный замысел раскрывается через эпос, историю, сказку, народный быт. Музыка то повествует о древней крепости, возвышающейся над Прагой, символе былой славы Чехии («Вышеград» ), то рисует благодатные картины чешской природы («Влтава» , «Из чешских полей и лесов» ), то воссоздает предания седой старины («Шарка» , «Бланик» ) и страницы героической истории народа («Табор» ).

В пояснении к первой поэме — «Вышеград» — автор пишет: «Звуки варито древнего сказителя, образуют вступление, пробуждая воспоминание о былом величии и блеске стольной крепости королей чешских, о рыцарских турнирах и боях, которые в ней и вокруг нее происходили, и, наконец, о ее падении и гибели. Пьеса заканчивается в элегических тонах (вновь звучит песнь сказителя)». Музыкальная тема Вышеграда возникает в самом начале вступления в звучании арф, воскрешая образ легендарного певца-сказителя Люмира. Эта тема господствует в поэме. На одном из ее мотивов строится стремительный эпизод, живописующий «рыцарские турниры и бои». Далее из той же темы рождается близкая ей, но более напевная тема, вырастающая в светлый величавый гимн.

Авторское пояснение ко второй поэме — «Влтава» — гласит: «Из двух источников возникает Влтава — теплого и холодного. Объединившись, течет она мимо просторных лугов и полей — жители этих мест справляют празднество. При лунном свете русалки ведут свой хоровод. Мимо проносятся гордые крепости, замки, руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится, плещется у Святоянских порогов и широким потоком устремляется к Праге, к Вышеграду. Течение ее величаво, оно уносит Влтаву далее, где она сливается с Эльбой» . Характером замысла подсказана оригинальная форма поэмы: разнообразные эпизоды и картины (охота, деревенская свадьба, хоровод русалок, Святоянские пороги) объединены темой Влтавы. Постепенно, будто из ручейков рождается эта прекрасная певучая мелодия в самом начале поэмы. Повторяя ее между эпизодами, композитор каждый раз находит новые краски. Радостно и торжественно звучит она в конце, вливаясь в эпический мотив Вышеграда.

Сюжет третьей поэмы — «Шарка» — заимствован из народных чешских легенд о воинственной деве Шарке. Обманувшись в любви, Шарка решает мстить всему мужскому роду. В поход против нее отправляется мужественный витязь Цтирад. Вступив со своей дружиной во владения Шарки, витязь видит девушку, привязанную к дереву. Не узнав в ней Шарку, Цтирад освобождает ее, проникается состраданием и любовью. Разгорается веселое пиршество. Убедившись, что усталость и хмель свалили Цтирада и его дружину, Шарка скликает своих - дев-амазонок, которые убивают спящих воинов. Эта поэма — наиболее напряженная и драматичная в цикле, Она состоит из 5 кратких, резко контрастных эпизодов, характеризующих Шарку, Цтирада, сцену их встречи, пиршество и расправу над воинами.

Следующая поэма — «Из чешских полей и лесов» — передает, по словам автора, мысли и чувства, которые рождаются прекрасным летним днем, среди моря цветов, когда «воздух благоухает, солнце горячо греет, деревья зеленеют, воды текут под солнечными лучами и нас охватывает чувство деревенской тишины и успокоенности...» Музыка напоена восторженными песенными мелодиями, В ней различаются 3 эпизода. Первый звучит подобно гимну родной чешской природе. Второй рисует лесные пейзажи («легкий шорох ветвей несется со всех сторон, и в нем ясно слышатся голоса бесчисленных птиц... врываются отдаленные звуки охотничьих рогов» ). В третьем, кульминационном эпизоде воссоздана каргина сельского праздника. Звучит темпераментная полька, ее сменяет по-весеннему привольная мелодия песни...

Пятая поэма — «Табор» — вдохновлена событиями гуситских войн ХV — XVI вв., славными подвигами освободительной армии, возглавленной Яном Гусом и Яном Жижкой в их твердыне — крепости Табор. Музыка «повествует о несгибаемой воле гуситов, о жестоких боях, в которых они участвовали, об их бесстрашии, стойкости и упорной непримиримости». Сметана положил в основу поэмы суровую мелодию боевого гимна таборитов «Кто вы, божьи воины». На ее мотивах строятся картины ночного лагеря таборитов, грозной битвы и победного ликования. В конце, как боевой призыв, она звучит целиком в могучем хоре духовых инструментов.

Мелодия эта проникает и в последнюю поэму — «Бланик». Ее содержание навеяно народной легендой о гуситских воинах, погребенных «в недрах зеленой горы Бланик Над ними расстилаются мирные луга... раздаются звуки пастушьей свирели. На земле чсшской воцарились нужда и горе, никто уже не придет на помощь народу, Но в самый трудный час пробудятся от сна богатыри Бланика, выйдут из глубоких недр и вновь вступят в бой за свободу Чехии. Они победят в этой борьбе и вернут народу утраченное счастье, утраченную свободу...»

Торжественно и размеренно звучит хорал «Кто вы, божьи воины» — это рыцари-табориты шествуют к горе Бланик, чтобы укрыться в ней, пока не пробьет час мщения. Шествие сменяется безмятежной картиной природы, после которой наступает драматический эпизод, передающий героику битвы, напряжение боя. И вот в монументальной звучности оркестра возникает мелодия гимна таборитов, С ней соединяется в одновременности эпическая тема Вышеграда из первой поэмы, достойно завершая и обрамляя весь цикл.


Симфонические сочинения:
•  Ликующая увертюра (1848);
•  Торжественная симфония (1853);
•  Поэмы: «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859), «Ярл Гакон» (1861);
•  Торжественная увертюра (1868);
•  «Моя Родина», цикл из 6 поэм: «Выщеград» , «Влтава» (1874), «Шарка» , «Из чешских полей и лесов» (1875), «Табор» (1878), «Бланик» (1879);
•  «Пражский карнавал» — интродукция и полонез (1883).


В.А. Фрумкин
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Антонин Дворжак

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Бедржих Сметана   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru