Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманТретья (Рейнская) симфонияЧетвёртая симфонияФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
РОБЕРТ ШУМАН(1810-1856)
Музыка Шумана ... охватывает целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех ... глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека.
В начале 30-х гг. XIX в. в немецкой романтической музыке появилась новая фигура — Роберт Шуман. Молодой композитор сразу озадачил своих современников непривычной шероховатостью почерка, «всклокоченным» ритмом пылких фортепианных миниатюр. С каждым новым опусом талант Шумана раскрывался все полнее, и вскоре стали ясно вырисовываться рельефные контуры его неповторимого художественного облика. В своих сочинениях он был бунтарем и в то же время поэтом, блистательным рассказчиком и тонким психологом. Умея точно фиксировать в звуковых образах капризную переменчивость чувств и настроений, композитор строил свои пьесы из коротких порывистых фраз, излагал мысли с подчеркнутой эмоциональной открытостью, прямотой. Неприязнь ко всему банальному, инертному, хладнокровному и поразительная острота реакции на многообразные явления жизни резко выделяли Шумана даже из среды неистовых романтиков середины прошлого столетия. Естественно, что склад дарования обусловил увлечение композитора «малогабаритными» музыкальными формами. Из-под его пера выходит целый поток фортепианных миниатюр и романсов. Желание «укрупнить» свои замыслы приводит к созданию вокальных и инструментальных циклов, сначала небольших, а впоследствии развернутых, с элементами драматизма и внутренней конфликтности... В творческой лаборатории вдохновенного художника созревают семена будущих масштабных творений. Неожиданный поворот наступил в 1841 г., когда Шуман в едином порыве сочиняет Первую симфонию, «Увертюру, скерцо и финал», первую часть знаменитого фортепианного концерта. В последующие годы композитор все чаще обращается к симфоническому жанру. Привнеся в оркестровые полотна богатый опыт музыкального новеллиста и приумножив в них свои прежние достижения, Шуман сочетает здесь общезначимые философские темы с сугубо личной, иногда даже интимной манерой высказывания. Несмотря на то, что автор «Крейслерианы» и «Карнавала» питал меньшую склонность к раскрытию в музыке объективных сторон действительности, — выдающиеся художественно-этические достоинства шумановского симфонизма неоспоримы. В каждой из симфоний, в фортепианном концерте, в увертюре «Манфред» глубоко впечатляют не только острые драматические коллизии, но и суровая напряженность мысли, величественная сила интеллекта. Недаром Чайковский назвал Шумана замечательнейшим после Бетховена симфонистом германской школы. Третья (Рейнская) симфония Четвёртая симфония
«МАНФРЕД», УВЕРТЮРА ИЗ МУЗЫКИ К ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ |
• Главная • Европейская классическая музыка • Роберт Шуман |
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |