ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманТретья (Рейнская) симфонияЧетвёртая симфонияФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов)

РОБЕРТ ШУМАН

(1810-1856)

Музыка Шумана ... охватывает целый мир новых музыкальных форм, затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех ... глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека.
П. Чайковский

В начале 30-х гг. XIX в. в немецкой романтической музыке появилась новая фигура — Роберт Шуман. Молодой композитор сразу озадачил своих современников непривычной шероховатостью почерка, «всклокоченным» ритмом пылких фортепианных миниатюр. С каждым новым опусом талант Шумана раскрывался все полнее, и вскоре стали ясно вырисовываться рельефные контуры его неповторимого художественного облика. В своих сочинениях он был бунтарем и в то же время поэтом, блистательным рассказчиком и тонким психологом. Умея точно фиксировать в звуковых образах капризную переменчивость чувств и настроений, композитор строил свои пьесы из коротких порывистых фраз, излагал мысли с подчеркнутой эмоциональной открытостью, прямотой. Неприязнь ко всему банальному, инертному, хладнокровному и поразительная острота реакции на многообразные явления жизни резко выделяли Шумана даже из среды неистовых романтиков середины прошлого столетия.

Естественно, что склад дарования обусловил увлечение композитора «малогабаритными» музыкальными формами. Из-под его пера выходит целый поток фортепианных миниатюр и романсов. Желание «укрупнить» свои замыслы приводит к созданию вокальных и инструментальных циклов, сначала небольших, а впоследствии развернутых, с элементами драматизма и внутренней конфликтности... В творческой лаборатории вдохновенного художника созревают семена будущих масштабных творений. Неожиданный поворот наступил в 1841 г., когда Шуман в едином порыве сочиняет Первую симфонию, «Увертюру, скерцо и финал», первую часть знаменитого фортепианного концерта.

В последующие годы композитор все чаще обращается к симфоническому жанру. Привнеся в оркестровые полотна богатый опыт музыкального новеллиста и приумножив в них свои прежние достижения, Шуман сочетает здесь общезначимые философские темы с сугубо личной, иногда даже интимной манерой высказывания. Несмотря на то, что автор «Крейслерианы» и «Карнавала» питал меньшую склонность к раскрытию в музыке объективных сторон действительности, — выдающиеся художественно-этические достоинства шумановского симфонизма неоспоримы.

В каждой из симфоний, в фортепианном концерте, в увертюре «Манфред» глубоко впечатляют не только острые драматические коллизии, но и суровая напряженность мысли, величественная сила интеллекта. Недаром Чайковский назвал Шумана замечательнейшим после Бетховена симфонистом германской школы.


Третья (Рейнская) симфония  
Симфония была задумана Шуманом под впечатлением путешествия по Рейну (отсюда — ее название). Особенно поразил композитора величественный Кёльнский собор, выдающийся памятник готической архитектуры (ему посвящен один из самых значительных фрагментов симфонии). Очевидно, Шумана вдохновляли и фантастические легенды, связанные с Рейном, и легендарные страницы отечественной истории, и дивные рейнские пейзажи...

Четвёртая симфония  
Симфония ре минор, по существу, является Второй. Однако композитор, неудовлетворенный первоначальным вариантом, вернулся спустя 10 лет к этой партитуре, внес в нее значительные изменения (они касались в основном оркестрового наряда), и симфония была вскоре издана уже как Четвертая.


«МАНФРЕД», УВЕРТЮРА ИЗ МУЗЫКИ К ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЕ
Дж. БАЙРОНА

СОЧ. 115 (1846)

Почти все исследователи творчества Шумана ставят увертюру «Манфред» в особое положение, называя ее лучшим, вдохновеннейшим созданием композитора. Действительно, увертюра выделяется не только среди 16 номеров, написанных к байроновскому «Манфреду» , но и среди всего симфонического наследия Шумана. Такой смятенности чувств, такого трагического бессилия, страстной мольбы еще не знала романтическая музыка. Шуман изображает Манфреда не гордым властителем и не мечтательным поэтом. Композитору, как и многим его современникам, был ближе Манфред мятущийся, неудовлетворенный, отягощенный бременем раздумий и мучительных поисков. Такого Манфреда и рисует знаменитая шумановская увертюра. Б. Асафьев характеризует ее как «трагический монолог разочаровавшейся, социально потерявшей себя гордой личности» .

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ ЛЯ МИНОР

СОЧ. 54 (1841 — 1845)
I. Allegro affetuoso.
II. Intermezzo. Andantino grazioso.
III. АПедго vivace
Первое исполнение — 4 декабря 1845 г. в Дрездене,
солистка К. Шуман

Концерт — сочинение многоплановое, хотя мир чувств и настроений, выраженных его музыкой, ограничивается лирическими образами. Композитор задумал это произведение как нечто среднее между симфонией, фантазией и концертом. Действительно, концерт масштабен, но не лишен элементов импровизационности; в его развитии есть и эпическая строгость, и романтическая взволнованность...

Трепетная, по-осеннему задумчивая тема, открывающая первую часть, вскоре соприкасается с иными образами — властными, решительными. Но это не острая драматическая борьба, а многообразное выявление чувств, то мужественных, то нежных. Постепенно «поле боя» оказывается во власти героически активных эмоций. Как сгусток этих настроений звучит взволнованная каденция солиста. 1 часть заканчивается на подъеме — бурно, броско, стремительно.

Грациозное Интермеццо — небольшой «островок» временного отдохновения. Кокетливые фразы беспечно порхают от солирующего инструмента к оркестру. Лишь в центральном эпизоде атмосфера несколько сгущается: виолончели, поддержанные всей массой оркестра, запевают сочную, упоительно восторженную тему огромного дыхания...

Бурный Финал напоен танцевальностью, фанфарным звоном, щедрым ливнем фортепианных фиоритур. Внезапно появившиеся гротескные образы сметаются каскадом плотных, весело струящихся пассажей. Заключительные страницы концерта полны ликования и бодрости.


Симфонические сочинения:
•  4 симфонии (1841, 1846, 1850, 1841, 2-я ред. 1851).
•  «Увертюра, скерцо и финал» (1841, 2-я ред. 1845);
•  Музыка к драматической поэме Байрона «Манфред» (1849);
•  Увертюры «Мессинская невеста» , «Юлий Цезарь» , «Герман и Доротея» (1851);
•  Концерт для фортепиано с оркестром (1845),
•  Концертная пьеса для 4 валторн с оркестром (1849),
•  Концерт для виолончели с оркестром (1850),
•  Концерт для скрипки с оркестром (1853).


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Роберт Шуман   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru