Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль) |
ГУСТАВ МАЛЕР(1860 — 1911)
Он создавал музыку на вопрос Достоевского: 1888 г. — Первая симфония, 1910 — Десятая. Между ними — на протяжении более двух 10-летий — новые симфонии, вокально-симфонические циклы и огромный каждодневный труд дирижера. Наследие Малера поражает жанровым ограничением. Ни одной оперы, хотя сам он был выдающимся дирижером и имел в своем распоряжении первоклассную труппу. Ни одного фортепианного произведения, хотя, по свидетельству современников, он был великолепным пианистом. Только симфонии и песни. Песни - интимный дневник композитора, где он высказывает свои сокровенные мысли и чувства. Симфонии — грандиозные эпопеи, страстные речи, обращенные ко всему человечеству. Казалось бы, дистанция огромного размера между этими двумя жанрами. Но в творчестве Малера они тесно переплетены между собой. Симфонии Малера — картина современного ему общества. Композитор сказал однажды, что для него написать симфонию означает всеми средствами музыкальной техники построить мир. В его симфонических циклах — и острейшие, напряженнейшие драматические коллизии, и экстатические взлеты, и трагедийный пафос, и светлая, возвышенная лирика, и наивно-идиллические образы, и горькая ирония. Значимость-проблематики, которую стремится поставить и разрешить в своем творчестве художник-гуманист, требует обращения именно к симфонии, к одному из самых сложных и монументальных музыкальных жанров. Стремление же быть понятным, доступным широкой аудитории заставило его обратиться к интонациям, которые он чутким ухом музыканта улавливал в окружающей жизни. Малер использовал все, что слышал вокруг: военные сигналы, мотивы из оперетт, траурные и походные марши, песни и танцы. В его симфониях простодушные лендлеры сменяются суровыми хоральными напевами, мужественные фанфары — наивными песенками. Все, что звучит в народе, в чем отражается народная жизнь, привлекает художника. Он стремится наполнить свои симфонии песенностью, и зачастую в них проникают интонации, музыкальные фразы, а порой и целые части из его же вокально-симфонических циклов. Песня становится душою и нервом его симфоний. С удивительной последовательностью вновь и вновь возвращаясь к одному и тому же жанру, Малер предстает перед нами как художник непрерывно ищущий. Обратимся к его симфониям: здесь и 4-частные циклы с привычным чередованием частей, и симфонии, разрастающиеся до 5- и б-частных, и концентрирующиеся в двух частях. Здесь и чисто инструментальные произведения, и приближающиеся к кантатно-ораториальным синтетические конструкции; симфонии, включающие слово в отдельные, кульминационный или итоговые, моменты, и симфонии, всецело основанные на стихотворном тексте. Первые части симфоний, как правило, драматически насыщенные, «вздыбленные» в экстатическом напряжении. В основе их главных партий — интонации марша, траурного и походного, военных сигналов. Стихия лирической песенности — в побочных партиях первых частей, в финалах, в тех средних частях, которые являются лирико-философскими центрами симфонии. В интермедийных скерцозных и гротесковых частях Малер использует народно-песенные, танцевальные мелодии, то патриархально-стилизованные, то искаженные, изломанные. Воплощаемое в интонациях, близких самой широкой аудитории, творчество Малера посвящено простому человеку, его мыслям и чаяниям, его судьбе, «Сочувствие горестям человечества, страдающего под игом стригущего купоны меньшинства», — вот тема его произведений, которую отмечали еще современники. Первая симфония Третья симфония Четвёртая симфония Пятая симфония «Песнь о земле»
Симфонические сочинения: Л.В.Михеева
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |