ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
(Т.Карлейль)

Густав Малер

«ПЕСНЬ О ЗЕМЛЕ» (1907 — 1908)

I. Застольная песня о земных страданиях (Allegro pesante).
II. Одинокий осенью (Etwas schleichend. Ermiidet).
III. О юности (Behaglich Weiter).
IV. О красоте (Comodo DoIcissImo).
V. Пьяница весною (Allegro).
VI. Прощание (Schwer)
Первое исполнение — 20 ноября 1911 г. в Мюнхене

«Песнь о земле» создана Малером вслед за Восьмой — симфонией тысячи участников. Восьмая симфония, приближающаяся по замыслу к Девятой Бетховена, должна была стать «Одой любви» к земле, жизни, человеку. Однако, обнажив утопичность взглядов композитора, она оказалась наиболее противоречивой среди всего малеровского наследия. Противоречивой именно потому, что он попытался в ней сгладить противоречия, умолчать о тех страшных сторонах современной жизни, от которых глубоко страдал этот искренний и честный художник. Естественно, такое произведение не могло получиться убедительным. Симфония, призванная стать кульминационным пунктом творчества Малера, на деле обозначила крах его философско-этических взглядов.

«Песнь о земле» воспринимается как реакция на отчаянное усилие Восьмой воззвать к человечеству, объединить его своей проповедью всеобщей любви. Это признание одиночества, бессилия что-либо изменить в окружающем мире, трагическая исповедь художника, в глубине души осознающего тщетность своих призывов. В основу ее легли тексты «Китайской флейты» Г. Бетге — вольных переводов стихов китайских поэтов VIII и IХ вв. Ли Бо, Чэнь Шэня и Ван Вэя. Обратившись к старинным и, казалось бы, экзотическим текстам, Малер создал глубоко современное произведение, одну из выразительнейших в мире партитур.

I часть сосредоточивает в себе основной конфликт произведения. Она начинается пронзительными фанфарами; создается впечатление, что внезапно разорвалась завеса, и слушатели стали свидетелями действия, давно за ней происходящего. Партии солирующих инструментов равноправны с голосом. Переплетаясь, они создают выразительную музыкальную ткань. Каждая строфа заканчивается скорбным рефреном: «Темна жизнь, и смерть — темна!» Трагическая кульминация части — жуткий образ обезьяны, воющей на могилах.

II часть — медленная, «усталая» (определение Малера). В ее центральном разделе характер музыки меняется: мелодия становится более взволнованной, смятенной. Но порыв быстро угасает.

Мое сердце устало.
Моя маленькая лампа
С треском погасла, напоминая мне о сне.
Я иду к тебе, желанная тишина.
Да, дай мне покой...

III часть — начало интермедийного раздела цикла. В ней явственно проступают элементы стилизации. Изящная миниатюра напоминает безделушку из китайского фарфора. Беззаботно и светло звучит музыка, в основе которой краткие попевки в бесполутоновом (пентатонном) ладу.

IV часть — своеобразный медленный менуэт. В ритме старинного европейского танца — прелестная стилизованная мелодия. В среднем ее разделе резко меняется характер: появляется ритм скачки, быстрого, неистового марша.

V часть — последняя из интермедийных. Это монолог пьяницы, обращенный к птичке. На фоне оркестровой партии, словно наполненной птичьим щебетом, всеми звуками весны — трелями деревянных инструментов, флажолетами скрипок, их дрожащими тремоло, глиссандо арф, обрывками мелодий,— звучит этот монолог. Он все время прерывается, будто человек не может совладать ни со своими мыслями, ни со своей речью и дыханием.

Финал знаменует собой возвращение к основным образам симфонии — одиночеству, смерти. Начало — как траурный колокольный звон. Сдержанная речитация контральто начинается в почти полной тишине. Ее сопровождает лишь выдержанный тон виолончели и холодная, словно завороженная мелодия флейты.

Солнце спускается за горы,
В долинах наступает вечер...

Новая строфа возникает, как первая, таким же речитативом. Перед последней, третьей строфой большая оркестровая прелюдия — медленный и скорбный марш. Просветленная кода финала - итог всего вокально-симфонического цикла. Это сопоставление краткой человеческой жизни и вечной жизни земли.

Милая земля всюду цветет
И зеленеет каждой весной!
Всюду и вечно,
Вечно голубеет ясная даль.


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   • «Песнь о земле»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru