ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Без музыки жизнь была бы ошибкой.
(Ф.Ницше)

ЖОРЖ БИЗЕ

(1838 - 1876)

Мудрое, ясное и правдивое мастерство Бизе навсегда останется прекрасным образцом сочетания глубокой содержательности музыки с подлинно массовой силой ее воздействия.
И. Соллертинский

Имя Бизе связано с одной из самых блистательных страниц истории оперного театра. Его «Кармен», которой Чайковский после премьеры предсказал будущее самой популярной оперы, до сих пор пользуется широчайшей известностью и любовью во всем мире. Как симфонист Бизе не проявил себя столь же ярко. Прирожденный драматург, он испытывал постоянное влечение к музыкальному театру, создал 6 опер и 3 оперетты. Его всегда волновали сюжеты с острой психологической драмой, резко очерченные конфликты.

Художник-реалист, он с поразительным мастерством умел воссоздавать глубокие страсти, лепить сильные и контрастные характеры, живописать народную жизнь в ее пестроте и динамичности, рисовать поэтичные пейзажи. Стиль Бизе — сочетание психологической глубины и классической ясности, искренности чувства с чисто французским изяществом и дисциплиной мысли, богатства содержания и умной экономии средств, гармонической красочности и тонкого мелодического рисунка. Благодаря этим качествам одна из театральных работ Бизе обогатила и симфонический репертуар. Речь идет о сюитах из музыки к драме «Арлезианка» А. Доде.

«АРЛЕЗИАНКА» , СЮИТЫ ИЗ МУЗЫКИ К ДРАМЕ А. ДОДЕ (1872)

Весной 1872 г. Бизе получил предложение директора театра «Водевиль» написать музыку к пьесе «Арлезианка» А. Доде. Музыка была сочинена в короткий срок, и 11 октября состоялась премьера. «Это был блистательный провал» , — писал впоследствии Доде. Музыку зрители попросту «не заметили». Выдержав -всего 15 представлений, «Арлезиапка» была снята. Видя, как неудачно складывается ее сценическая судьба, Бизе сделал из музыки к драме концертную сюиту, которая с успехом впервые прозвучала 10 ноября 1872 г. в Популярных концертах Паделу в Париже. Вторая сюита была составлена после смерти автора в 1875 г. его другом, композитором Гиро. И лишь в 1885 г. к возобновленной с музыкой Бизе «Арлезианке» пришло признание.

Действие пьесы Доде происходит на юге Франции, в Провансе, на фоне поэтичной природы и патриархального крестьянского быта. Юноша Фредери безумно влюблен в девушку из Арля (арлезианку), мечтает жениться на ней. Однако свадьба расстраивается: Фредери узнает, что возлюбленная была любовницей другого. Нравственные устои провансальских крестьян делают этот брак невозможным. Фредери пытается забыть свою страсть, готов согласиться на уговоры родителей и жениться на давно любящей его Виветте. Нечаянно подслушанный разговор об арлезианке с новой силой пробуждает в нем прежнее чувство. Не найдя сил справиться с охватившим его отчаянием, Фредери кончает жизнь самоубийством.

Создав яркие музыкальные характеристики главных персонажей, Бизе уделил основное внимание картинам народной жизни, быту, природе. В сочных по краскам жанровых зарисовках, в танцах, в превосходных музыкальных пейзажах он воплотил дух Прованса, темперамент его народа. Музыка к «Арлезианке» содержит 24 номера. В сюиты вошли 8 наиболее развернутых и ярких.

ПЕРВАЯ СЮИТА

«Прелюд» представляет собой вступление к драме, раскрывает ее идею, и потому ярко контрастен. Решительная и мужественная первая тема (основанная на напеве популярной провансальской песни «Марш королей» ) развивается вариационно, олицетворяет народное устойчивое начало. В противоположность ей второй раздел «Прелюда» (где звучит тема младшего брата Фредери, )Кане), отмечен лиризмом и мягкой поэтичностью. Наконец, в заключении появляется страстная, полная мятущегося чувства тема главного героя — Фредери, несколько напоминающая лейтмотив Кармен. Этой эмоциональной вспышкой и заканчивается «Прелюд».

«Менуэт» изящен, грациозен, построен на контрастах легкого стаккато деревянных в высоком регистре и грузных фраз низких струнных. Традиционное трио покоряет песенной пластичностью мелодики. Музыка Adagietto трогательная, нежная, исполненная мягкого чистосердечия, течет неторопливо, спокойно. «Перезвон» — яркая и колоритная картина народного праздника. Йеизменно повторяющийся мотив не столько имитирует звон колоколов, сколько передает атмосферу веселья, ощущение безудержной радости жизни. Средняя часть принадлежит к лучшим лирическим страницам музыки «Арлезианки».

ВТОРАЯ СЮИТА

Сюита открывается «Пасторалью» — романтически возвышенной картиной природы. Музыка дышит свежестью летнего утра, словно напоена солнечным светом. Широкая песенная тема привольна, как поля и луга Прованса. В ней слышатся торжественность и величавость. Ее сменяет дуэт флейты и английского рожка, имитирующих пастушьи наигрыши. Середина сочетает танцевальный ритм с песенностью мечтательной мелодии. «Интермеццо» основано на контрасте двух музыкальных тем: суровой, непреклонной, несколько архаичного склада, олицетворяющей гнетущую атмосферу патриархального быта, которая погубила Фредери, и нежной, трогательной темы Виветты, ее преданной любви.

Этот «конфликт» тем развивается напряженно и приводит к властному утверждению первой. «Менуэт» — легкий и грациозный, раскрывает мир светлых и поэтических образов. «Фарандола» — живописная, полная динамики сцена праздничного веселья. Она начинается уже знакомой по «Прелюду» темой «Марша королей» , вслед за которой сразу врывается мелодия фарандолы — живая, упругая, темпераментная (напев древнего происхождения — «Танец резвых лошадей»). Фарандола стремительна и увлекательна. В вихре пляски сливаются обе темы. Этим апофеозом движения, танца и завершается сюита.


Симфонические сочинения:
•  Симфония До мажор (1855),
•  Симфония «Рим» (1871),
•  Увертюра «Отечество» (1873),
•  Две сюиты из музыки к драме А. Доде «Арлезианка» (1872, 1875),
•  Сюита «Игры детей» (1871).


М.Г. Арановский
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Бедржих Сметана

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Жорж Бизе   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru