ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартТри симфонии 1788 годаКонцерты для фортепиано с оркестромКонцерты для скрипки с оркестромОперные увертюрыЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка — единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
(Б.Ауэрбах)

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

(1766 — 1790)

Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии.
Д. Шостакович

Музыку Моцарта часто сравнивают с солнечным светом, с молодостью и весной. Выдающиеся музыканты, поэты, философы — а среди них были Бетховен, Глинка, Пушкин, Чайковский, Роллан — отзывались о творчестве Моцарта как о явлении уникальном. «Моцарт — символ самой музыки», — писал академик Б. Асафьев. И это не преувеличение. Моцарт действительно создал эпоху в истории музыкального искусства. Мало кто из композиторов мыслил звуками с такой ясностью, простотой и обаянием. Редко кому из художников удавалось достичь в своих творениях подобного сочетания доступности, «общительности» с жизненной правдивостью и глубиной.

Содержание музыки Моцарта продиктовано восприимчивой душой и тонким умом современника великих событий эпохи «бури и натиска». Именно в моцартовских произведениях впервые с такой полнотой и яркостью проступают основные черты искусства нового времени. Моцартовский герой — уже не абстрактная фигура, и не собирательный тип. Это — человек с его исканиями, мыслями, чувствами, стремлениями. Он приветлив и скромен, чуток и нежен, смел и благороден. От его дум веет духовной чистотой и юношеским целомудрием, Да и сама жизнь выражена в произвслупиях Моцарта шире, глубже, многограннее, чем в сочинениях его современников.

Симфоническая музыка занимает в наследии Моцарта почетное место. Гениальный автор «Волшебной флейты» и «Реквиема» создал за свою короткую жизнь свыше 100 оркестровых произведений, которые и поныне украшают репертуар симфонических и камерных коллективов. С особой силой гений композитора проявился в его симфониях, количество которых (вместе с безвозвратно утерянными партитурами) приближается к 50. Работа над их созданием заняла более 20 лет; первая симфония была написана Моцартом в 8-летнем возрасте, последняя — за 3 года до смерти. Большое значение для Моцарта-симфониста имела его работа над операми. Здесь происходило жанровое взаимообогащение: оперная драматургия питала симфоническую, а оркестровые сочинения подготавливали почву для создания глубоких сценических образов...

Моцартовские симфонии — не сюитные циклы, а подлинные инструментальные драмы. По сравнению с симфониями его современников они представляют огромный шаг вперед. От симфонических творений Моцарта — прямой путь к монументальным полотнам Бетховена. и последующим откровениям композиторов-романтиков. Богатый эмоциональный подтекст, поразительное художественное мастерство, стройность музыкального мышления, полная гармония в использовании выразительных средств — все это ставит симфонии Моцарта (как и другие симфонические сочинения композитора) в один ряд с величайшими шедеврами мирового искусства.

В оркестровых произведениях Моцарта явственно проступают все наиболее яркие черты его стиля. И в первую очередь — редкая красота мелодики. Моцарту удалось выработать особый мелодический почерк — рельефный, мягкий, тонкий, равно далекий и от сентиментальной вычурности, и от прямолинейной упрощенно'сти. И о каких бы деталях моцартовских партитур ни шла речьо гармонических или тембровых особенностях, об использовании приемов полифонии, об оркестровом наряде, — всегда хочется го.ворить не столько о виртуозном мастерстве (иногда почти необъяснимом), сколько о поразительной красоте выражения. Чайковский восторженно восклицал: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки...»

СИМФОНИЯ № 35 («ГАФФНЕРОВСКАЯ») РЕ МАЖОР

(1782)
I. Allegro con spirito.
II. Andante.
III. Menuetto.
lV. Presto
Первое исполнение — 3 марта 1783 г. в Вене

29 июня 1782 г. на родине Моцарта в Зальцбурге в торжественной обстановке был возведен в дворянское звание старый друг семьи Моцартов Зигмунд Гаффнер. Поэтому случаю Моцарт сочинил симфонию, за которой прочно закрепилось название «Гаффнеровской». (За 6 лет до этого композитор написал замечательную «Гаффнеровскую» серенаду, приуроченную к свадьбе дочери Гаффнера — Елизаветы.)

Интересен процесс создания симфонии. Задуманная вначале как серенада, она постепенно обрела более компактную структуру: из 6-частной партитуры Моцарт изъял вступительный марш и один из двух менуэтов. Так сюита буквально на глазах перерастала в симфонию. Подобную трансформацию нельзя считать искусственной: она была подсказана самим характером музыки, ее внутренней контрастностью и явным преобладанием типично симфонических принципов развития.

Прежде всего, это относится к I части; ее главная тема, широкая, размашистая и энергичная, не только определяет эмоциональный тонус всей части, но и активно участвует в каждом из основных ее разделов (острые фразы и мотивы, «выхваченные» из главной темы, то перебегают от одного голоса к другому, то видоизменяются, то служат связующим звеном между небольшими мелодическими «островками»...). Этой взволнованной музыке резко контрастирует задумчивое Andante, окрашенное в спокойные, пасторально-идиллические тона. Грациозным интермеццо, остроумным и беспечным, служит менуэт. А финал, исполненный полетности и блеска, снова перекликается по настроению с радостно-возбужденными образами I части.

СИМФОНИЯ № 38 («ПРАЖСКАЯ») РЕ МАЖОР

(1786)
I. Adagio. Allegro.
II. Andante.
III. Presto.
Первое исполнение — 19 января 1787 г. в Праге

Впервые приехав в Прагу в самом начале 1787 г., Моцарт встречает в чешской столице восторженный прием. Успех его оперы «Свадьба Фигаро» превзошел все ожидания. Такой же успех сопутствовал и авторскому концерту Моцарта, где, наряду с фортепианными сочинениями, исполненными автором, впервые прозвучала и новая симфония. Ее впоследствии стали называть «Пражской». Известный чешский ученый, знаток и ценитель музыки Ф. Нимечек писал об этом концерте: «Никогда еще театр не был так переполнен... Мы и вправду не знали, чем больше восхищаться — необыкновенным сочинением или необыкновенной игрой. И то, и другое вместе произвело на наши души такое совершенное впечатление, какое можно сравнить со сладостным волшебным очарованием».

«Пражская» симфония отмечена особенной собранностью, компактностью изложения. В ней всего 3 части. После поэтичного Andante сразу следует финал. Традиционный менуэт отсутствует, и это послужило поводом для еще одного названия: «Пражскую» часто именуют Симфонией без менуэта.

Развитие I части протекает с поразительной интенсивностью и драматизмом. Масштабное вступление, насыщенное и взволнованное, приводит к темпераментному, активному Allegro, в начальных фрагментах которого ощутимы нотки элегичности. В дальнейшем от них не остается и следа. Четкостью и целеустремленностью дышит музыка. Живо сменяют друг друга разнохарактерные темы — то задорные, то беспокойные, то лирически нежные, то полетные, грациозные...

Красивым и тонким узором вырисовывается основная мелодия II части — спокойная и мечтательная. Поражает цельность и непрерывность развития этой щедрой музыкальной мысли; в процесс: развертывания она постепенно обогащается новыми деталями, интересными поворотами, изысканными окончаниями фраз...

Финал стремителен и грациозен. По-детски наивную и очаровательную мелодию (она кокетливо «запинается» и это придает ей еще большую прелесть) сменяет новая; в ней многие исследователи усматривают чешское происхождение. В музыке финала много гайдновского — озорного, яркого, пенистого. Таковы и многие финальные страницы комических опер Моцарта. Только в заключительной части «Пражской», пожалуй, еще больше задора, шаловливости, света и обаяния.


Три симфонии 1788 года  
В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня. Через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония — предвестник романтических настроений в музыке XVIII в. 10 августа были дописаны последние такты гениального «Юпитера».

Концерты для фортепиано с оркестром  
В концертах Моцарта глубина выражения и стройность формы тесно связаны с предельным использованием всех виртуозных возможностей инструмента, с его главенствующей ролью в произведении. Так композитор постепенно шел по пути симфонизации инструментального концерта и превращения его в драматургически активный, единый в своей направленности цикл.

Концерты для скрипки с оркестром  
Период сочинения концертов для скрипки оказался совсем непродолжительным. Он занял всего 2 года — с 1775 по 1777. Более того, все лучшие скрипичные концерты Моцарт создал в едином творческом порыве с апреля по декабрь 1775 г. Очевидно, Моцарт писал их специально для собственных выступлений (на эти годы падает расцвет деятельности композитора в Зальцбургской капелле).

Оперные увертюры  
Увертюры Моцарта по своему чисто симфоническому облику и интенсивности развития встали в один ряд с симфониями, концертами, поэмами, сюитами. Они отражают общую эмоциональную атмосферу произведения. И порой в них господствуют темы, не включенные композитором в само оперное действие.


Симфонические сочинения:
•  50 симфоний,
•  более 30 дивертисментов, кассаций, серенад,
•  25 концертов для фортепиано с оркестром
•  7 концертов для скрипки с оркестром
•  Концерты для др. инструментов (флейта, кларнет, фагот, валторна, флейта и арфа),
•  9 маршей, 25 танцев для оркестра и другие произведения


В.С. Фомин
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Вольфганг Амадей Моцарт   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru