ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартТри симфонии 1788 годаКонцерты для фортепиано с оркестромКонцерты для скрипки с оркестромОперные увертюрыЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Вольфганг Амадей Моцарт

Концерты для фортепиано с оркестром

Именно в творчестве Моцарта инструментальный концерт получил настоящую «путевку в жизнь». Он стал подлинной ареной состязания солиста и оркестра. Если в концертах И.-С. Баха и А. Вивальди партия солирующего инструмента во многом сливалась с оркестровой тканью и еще не была достаточно индивидуализирована, то в концертах Моцарта глубина выражения и стройность формы тесно связаны с предельным использованием всех виртуозных возможностей инструмента, с его главенствующей ролью в произведении. Так композитор постепенно шел по пути симфонизации инструментального концерта и превращения его в драматургически активный, единый в своей направленности цикл.

Огромное значение в работе над концертами имела исполнительская деятельность Моцарта. Он был одним из лучших пианистов своего времени и, естественно, писал многие фортепианные концерты в расчете на собственное исполнение. Блестяще владея скрипкой, Моцарт часто выступал в качестве солиста в своих скрипичных концертах. Разнообразие настроений, тонкость и одухотворенность музыки, сочетание «воздушной» виртуозности и глубины делают концерты Моцарта эталоном, своего рода пробным камнем для многих исполнителей.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 20 РЕ МИНОР

(1785) I. Allegro.
II. Andante con moto.
III. Prestissimo
Первое исполнение — 11 февраля 1785 г. в Вене, солист автор

Даже принимая во внимание исключительность моцартовского дарования, трудно себе представить, что ре-минорный концерт,— это;едва ли не лучшее и наиболее драматичное из сочинений Моцар,i, — был написан за один день (10 февраля 1785 г.). Лишь на другой день к вечеру была закончена переписка партий, что, однако, не помешало Моцарту исполнить в очередной «академии» концерт, сочиненный только накануне.'

Если большинство моцартовских творений восторженно принимались публикой при первом же исполнении, то этот концерт озадачил посетителей венских музыкальных «академий» своей встревоженностью, динамической взрывчатостью и особой демонической силой. И действительно, по своему характеру он выделяется не только из числа обычных инструментальных концертов конца XVIII в., но и среди сочинений самого Моцарта. Здесь доминируют образы трагические, мрачные, взволнованные...

Так построена почти вся I часть; в ней действие попеременно переходит от мятущегося, порой отчаянного состояния в сферу задумчивости, печали и трепетного томления. Так протекает и II часть, очаровательный «Романс», где спокойная умиротворенность крайних разделов внезапно прерывается бурным драматизмом и патетикой грозного центрального эпизода. Так развивается и большая часть финала, основанная на динамически порывистой теме, порученной солирующему фортепиано и постоянно возвращающейся. И только в заключении устанавливается светлая поступь мажорных звучаний, властно сменивших прежние настроения тревоги и душевного беспокойства.

Ре-минорный концерт был одним из любимейших сочинений Бетховена. Обычно исполнявший исключительно собственные произведения, Бетховен на сей раз изменил своему принципу. Он не только блестяще сыграл концерт на вечере в пользу вдовы Моцарта, но и сочинил две каденции для этого произведения.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 23 ЛЯ МАЖОР

(1786)
I. Allegro.
II. Andante.
III. Presto
Первое исполнение — 3 марта 1786 г. в Вене, солист автор
Если ре-минорный концерт порывист, полон тревожных настроений, то Ля-мажорный, напротив, — воплощение спокойствия, уравновешенности и изящества. Как часто это бывает у Моцарта, лирические эпизоды в концерте носят задумчиво-пасторальный характер (иногда даже с оттенком явной «минорности»). Но общий эмоциональный строй произведения радостен и светел.

Мягкими, «пастельными» тонами светится музыка 1 части; партия солирующего фортепиано изобилует «бисерными» пассажами и грациозными мелодическими фигурациями; оркестровые краски воздушны и легки...

Andante окутано дымкой печали. Это — лаконичное интермеццо, удивительно ровное по настроению: здесь нет ни динамичных взлетов, ни контрастных эпизодов. Музыка 11 части пронизана истинной поэзией. Она по-моцартовски нежна и одухотворенна. Между тем, в интонационных контурах ее напевов и фраз «предугадываются будущие очертания ноктюрнов Шопена» (Друскин).

Жизнерадостный финал словно залит солнечным светом. Его строение фрагментарно, но образно-эмоциональное единство всех эпизодов (в большинстве типично танцевальных) придает музыке особую ценность: финал воспринимается как картина по-весеннему живая, задорная и кипучая ...


Следующая страница: Концерты для скрипки с оркестром

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Вольфганг Амадей Моцарт   • Концерты для фортепиано с оркестром   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru