Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартТри симфонии 1788 годаКонцерты для фортепиано с оркестромКонцерты для скрипки с оркестромОперные увертюрыЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц) |
Вольфганг Амадей МоцартКонцерты для скрипки с оркестромКОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ № 3, СОЛЬ МАЖОР
(1775) Если к жанру фортепианного концерта Моцарт обращался в течение 20 лет (1767 — 1786), то период сочинения концертов для скрипки оказался совсем непродолжительным. Он занял всего 2 года — с 1775 по 1777. Более того, все лучшие скрипичные концерты Моцарт создал в едином творческом порыве с апреля по декабрь 1775 г. Очевидно, Моцарт писал их специально для собственных выступлений (на эти годы падает расцвет деятельности композитора в Зальцбургской капелле). Интересно, что в скрипичных концертах нет ни драматически конфликтных образов, ни трагедийных, ни даже патетически бурных эпизодов, столь часто встречающихся в фортепианных концертах Моцарта. Очевидно, причина столь солнечного и весёлого содержания скрипичных концертов кроется не столько в подходе к инструменту, сколько в молодости Моцарта. Таков и Соль-мажорный концерт — одухотворенный, певучий, легкий и изящный. Одно из главных его достоинств — поразительная мелодическая щедрость. Это в равной степени относится к 1 части — живой, подвижной и грациозной, и к гениальному Adagio (пожалуй, подобной кантиленности и широты мелодического дыхания не знала еще музыка XVIII в.), и к галантному финалу, основанному на непрерывном чередовании контрастных образов — то пикантных, шаловливых, то народно-песенных, то жеманно-пасторальных... КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ № 5, ЛЯ МАЖОР (1775) Ля-мажорный концерт — обаятельное, поэтическое сочинение, полное нежности, легкости и изящества. Здесь нет ни драматических коллизий, ни бурных взволнованных эпизодов. Музыка отмечена мелодическим богатством, благородством и простотой. Первые части моцартовских концертов обычно предваряются развернутым оркестровым вступлением. Так начинается и Пятый концерт. Но в самом разгаре оркестровой интродукции Моцарт неожиданно уступает главенствующую роль солисту. Выразительная мелодия, удивительно близкая по интонационным изгибам к человеческой речи, звучит особенно проникновенно после пестрой оркестровой ритурнели. Генеральная пауза всего оркестра - и властно вторгается Allegro. Музыка льется свободно, уверенно, броско. Теперь уже ничто не прерывает ее мозаичного, но поразительно строгого течения. Упоительное Andante полно поэзии. Это лирика застенчивая и мягкая, тонкая и изысканная. Мелодические откровения Andante кажутся беспредельными... Финал построен довольно своеобразно. Он совмещает функции и менуэта, и собственно финала. Крайние (менуэтные) разделы выдержаны в несколько жеманном духе. Зато музыка среднего эпизода отмечена чисто народной свежестью. Здесь слышны отголоски и танцевальных наигрышей, и восточных мелодий, и венгерских плясок... Неожиданное возвращение галантного менуэта приводит к заключению. Следующая страница: Оперные увертюры
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |