ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

ЭДВАРД ГРИГ

(1843 — 1907)

Эдвард Григ, как маленький тролль норвежских сказок, собрал в царстве своего творчества неисчислимые художественные богатства своего народа, ковал из них дивные миниатюрные изделия и дарил их людям... Н. Финдейзен

Произведения Грига принадлежат, пожалуй, к числу наиболее популярных среди широких кругов любителей музыки. Причина этого — в лирическом обаянии музыки замечательного норвежского композитора, «общительности» его интонационного языка и вместе с тем — в глубоком своеобразии его мелодики, особенностей гармонии, почерпнутых в музыкальном фольклоре Норвегии.

Григ — родоначальник норвежской музыкальной классики, сыгравший в истории культуры своей страны такую же роль, как Монюшко и Шопен в Польше, Сметана и Дворжак в Чехии. Учившийся в Лейпциге, во многом унаследовавший традиции немецкого романтизма (Шумана, Мендельсона), Григ своеобразно претворил их, создав свой, индивидуальный стиль, узнаваемый буквально с первого звука. Композитору не свойственны бурные драматические коллизии, острые конфЛикты, широкие эпические полотна. Его сфера — лирика, образы природы, фантастические сцены. Именно здесь проявляются наиболее привлекательные стороны его дарования художника-миниатюриста.

Основные произведения Грига — романсы, небольшие фортепианные пьесы, инструментальные сонаты. Симфонических произведений у Грига немного, и в них — тот же круг образов, то же мягкое, ласковое обаяние, что и в миниатюрах, хотя порою музыка приобретает черты гимничности и величия.

Творчество Грига нам особенно близко. «В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик» (Чайковский),


«ПЕР ГЮНТ», СЮИТА ИЗ МУЗЫКИ К ДРАМЕ Г. ИБСЕНА (1875)

Музыка к драме «Пер Гюнт» — центральное, самое значительное произведение Грига. В ней ярко воплотились основные особенности оркестрового стиля композитора: лаконичность, изящество формы, красочность музыкального языка, тонкость и прозрачность оркестровки. Не стремясь воплотить в звуках философию и сатиру ибсеновской драмы, Григ отразил в музыке иные стороны: глубокую целомудренную лирику, жанрово-бытовые сцены, фантастические образы — все то, что было так созвучно его таланту. Из музыки к драме композитор в 1888 г. составил сюиту, в которую вошли 4 номера. Позднее, в 1891 г. Григом была составлена еще одна сюита, также из 4-х номеров.


ПЕРВАЯ СЮИТА

Первое исполнение — 21 февраля 1889 г. в Берлине под упр. автора

«Утро» в драме являлось вступлением к IV акту — сцене в пустыне. Пер Гюнт в Египте встречает восход солнца. Но в мыслях его — родная Норвегия. Музыка дышит свежестью северного утра. Мелодия звучит спокойно, прозрачно как родниковая вода. Начало ее — мелодия флейты — сродни безмятежным пастушеским наигрышам. «Это. настроение утренней природы, где, как мпе кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака», — писал Григ.

Идиллическую пастораль сменяет скорбная, сосредоточенная музыка. Это «Смерть Осе» — лаконичная, глубоко поэтическая эпитафия матери Пера Гюнта.

Третий номер сюиты — новый контраст. «Танец Апитры» изящен', грациозен, чуть-чуть насмешлив. Гибкая, изменчивая мелодия, прозрачная, но красочная оркестровка рисуют пленительный образ коварной красавицы. Заключение сюиты — «В пещере горного короля» — раскрывает еще одну грань дарования Грига. Это великолепная фантастическая сцена-марш — шествие лесных чулищ. Марш начинается еле слышно, таинственно, издалека и постепенно разрастается до огромных размеров, надвигается как страшная лавина.


ВТОРАЯ СЮИТА

Первое исполнение — 14 ноября 1891 г. в Кристиании под упр. автора

«Жалоба Ингрид» воссоздает трогательный и печальный образ покинутой девушки. В основе пьесы — распевная, широко льющаяся, насыщенная патетикой мелодия скрипок. Ее обрамляют тревожные интонации темы Пера Гюнта. «Арабский танец» — причудливый, даже гротесковый. Ни Ибсен, ни Григ не относятся к Востоку в «Пере Гюнте» всерьез: это вымышленная экзотическая страна, в которой с героем драмы происходят невероятные события. И музыка с ее нарочито изломанной мелодией, с сопоставлением резких, свистящих звуков малой флейты и большого барабана подчеркнуто «несерьезна», шаржирована.

«Возвращение Пера Гюнта» (в пьесе — симфоническое вступление к V акту) — драматический центр и сюиты и музыки к драме. Тревожное тремоло струнных, «возгласы» медных, взлетающие пассажи деревянных — все это изобразительные приемы, рисующие шторм на море. Но картина морской бури приобретает и символическое значение, предвещая скорую гибель Перу Гюнту.

Заключение сюиты — полная поэзии и чистоты, скромная и прекрасная, как полевой цветок, «Песня Сольвейг» , Близкая народным норвежским и шведским песням, она неповторима в своей прелести. После меланхолического вступления (струнные с сурдиной) мелодия песни звучит как непринужденное высказывание от души. Припев песни, тоже грустный, но окрашенный танцевальностью, вносит новые оттенки в пленительный образ.


КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ, ЛЯ МИНОР (1868)

I. Allegro moderato.
II. Adagio.
III. Allegro marcato
Первое исполнение — 3 апреля 1869 г. в Копенгагене
под упр. автора, солист Э. Нейперт

Фортепианный концерт Грига — лирическое, романтически приподнятое произведение, один из наиболее ярких образцов традиционной формы этого жанра с присущим ему виртуозным размахом, праздничностью и блеском.

I часть начинается мощными аккордами солиста. Бурный пассаж захватывает весь диапазон, его сменяет задумчивая, спокойная мелодия, скромно звучащая в среднем регистре. Она растет, становится все более взволнованной. Внезапно ее сменяет задорный ритм народного наигрыша, затем, постепенно разливаясь широким потоком, звучит простая задушевная песня. Каденция солиста, в которой прежняя скромная тема теперь проходит в торжественном, полном звучании, воспринимается как романтический апофеоз.

II часть переносит слушателей в совершенно иной мир. Здесь образы северного пейзажа, воспоминания о давно минувшем. Тема в оркестре звучит строго, даже архаично. У солиста она приобретает черты умиротворенности, восторженного воспевания природы. С нарастанием звучности все сливается в восторженную песнь, светлую, мощную. Постепенно движение затихает, звуки замирают в настороженной тишине. Но лишь на мгновение.

И уже появилась еле слышная, но четкая ритмическая пульсация в оркестре: начался финал, праздничный, ликующий, звучащий как бурная народная пляска, все подчиняющий своему стремительному, неудержимому движению.


Симфонические сочинения:
•  Симфония (2 части, 1864, неопубл.);
•  Увертюра «Осенью» и Траурный марш на смерть Нурдрока (1866);
•  «Из времен Хольберга» — сюита для струнного оркестра (1885);
•  Танцы (1888);
•  Две сюиты «Пер Гюнт» (1888, 1891);
•  3 пьесы для оркестра из музыки к драме «Сигурд Юрсальфар» (1892);
•  Концерт для фортепиано (1868).


Л.В. Михеева
(Для слушателей симфонических концертов)


Следующая страница: Густав Малер

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Эдвард Григ   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru