ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерТретья симфония («Новая героическая»)Четвертая симфония («Романтическая»)Седьмая симфонияКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

АНТОН БРУКНЕР

(1824 — 1896)

Брукнер — выдающийся композитор-симфонист — одно из наиболее ярких и своеобразных явлений в австрийской и немецкой культуре конца XIX в. Творческий путь композитора начался очень поздно. Первое произведение — Мессу ре минор — он написал в 40-летнем возрасте, а известность пришла к нему только в 80х гг.

Очень своеобразна фигура художника, явившегося типичным порождением экономически и политически отсталой реакционной Австрии. Брукнер родился и вырос в деревне, усвоил господствовавшие в ней взгляды и до конца жизни, несмотря на длительное пребывание в Вене, остался скромным тружеником с наивными представлениями о жизни. Наивно-патриархальное мировоззрение композитора вступает в жесточайшее противоречие с окружающей его капиталистической действительностью.

Брукнер находит для себя выход в религии, которая носит у него пантеистический характер, в воспевании природы, ощущаемой им романтически восторженно, наконец в простоте и здоровье крестьянского быта. Художник обращается к верхнеавстрийскому деревенскому фольклору, к старинным слоям народной песенности, к хоралу. Современная лихорадочная жизнь города, урбанизм чужды Брукнеру. Он всеми силами стремится уйти в собственный мир, и лишь иногда действительность помимо воли композитора врывается в его творчество. Тогда возникают страницы, подобные II части Четвертой симфонии, предвещающие музыку его младшего современника Малера, и даже музыку Шостаковича.

Симфоническое творчество Брукнера продолжает линию австрийского, так называемого песенного симфонизма, начало которому положил Шуберт. Многое роднит этих двух художников: широкое использование народно-песенных интонаций, проникновенное воплощение образов природы, контрасты стремительных порывов и спадов — моментов душевной подавленности... Но симфонии Брукнера всегда монументальны, отмечены крупными масштабами и отдельных частей, и разделов внутри каждой из них, насыщены полифонией, придающей музыке Брукнера черты особого величия.

Все симфонии Брукнера 4-частны. Композитор создает их как бы по одной схеме, хотя, разумеется, содержание в них вкладывает каждый раз иное. Первые части, написанные в сонатной форме, обычно строгие, серьезные по настроению. Часты в них пантеистические мотивы. В отличие от классического сопоставления двух тем, в 1 части симфонии не 2, а 3 основных музыкальных образа, Глубокое, сосредоточенное Adagio (как правило, II часть, но иногда III) — лирико-психологический центр цикла, «Брукнер – подлинный философ адажио, в этой сфере не имеющий себе равных во всей после бетховенской музыке» (Соллертинский). Широко развернутые скерцо, написанные в традиционной 3-частной форме, насыщены народно-песенными и танцевальными оборотами. Финалы — грандиозные итоги симфоний — отличаются циклопичностью размеров, величественностью образов. Вместе с тем — это самые уязвимые части в циклах, ибо подчас композитору не удается форма, и огромные постройки оказываются расплывчатыми, лишенными цельности.


Третья симфония («Новая героическая»)  
Третья, «Новая Героическая» симфония — одно из этапных произведений замечательного симфониста. Это глубоко философское произведение, полное раздумий о человеке, его предназначении, его духовной красоте, произведение эпически широкое и монументальное. На музыкальном языке симфонии лежит явственный отпечаток родства с творчеством Вагнера — композитора, перед которым Брукнер преклонялся, которому не случайно посвятил это свое сочинение.

Четвертая симфония («Романтическая»)  
Четвертая симфония — одно из лучших произведений Брукнера. В ней ярко проявились основные черты творчества композитора, сказались особенности его мировоззрения. Не случайно симфония получила наименование «Романтической»: в ее основе — характерные для романтического искусства образы природы и жанрово-бытовые, представленные особенно конкретно благодаря использованию интонаций охотничьих фанфар, марша и танца. Вместе с тем, есть в симфонии черты эпоса, героики.

Седьмая симфония  
До середины 80-х гг. Брукнер был известен как великолепный органист, профессор контрапункта и композиции, После первого исполнения Седьмой симфонии началось запоздалое признание Брукнера-композитора. И это не случайно. Именно в Седьмой симфонии с особенной силой воплощены светлые, возвышенные лирико-романтические, торжественно героические и проникнутые стихийной силой массовые образы, столь характерные для творчества Брукнера.


Симфонические сочинения:
•  9 симфоний (1866, 1872, 1873, 1874, 1878, 1881, 1883, 1886, 1894).


Л.В. Михеева
(Для слушателей симфонических концертов)


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Антон Брукнер   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru