ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Я не знаю большего счастья для композитора, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя ее творца между тем будет позабыто.
(Р.Штраус)

Густав Малер

ПЯТАЯ СИМФОНИЯ, ДО-ДИЕЗ МИНОР (1902)

I. In gemessenem Schrift. Streng. Wie ein Kondukt.
II. Stiirmisch bewegt. Mit procter Vehemenz.
III. ItraftIg, nicht zu schnell.
IV. Adagietto.
V. Rondo finale
Первое исполнение — в октябре 1904 г. в Кельне под упр. автора

Пятая симфония начинает новый этап в творчестве Малера. Если раньше композитор прибегал к словесным пояснениям своих симфоний, включая в них тексты, использовал выразительность человеческого голоса, то в Пятой, Шестой и Седьмой симфониях он воплощает свои замыслы лишь средствами «чистой» музыки без помощи слова и образных ассоциаций, связанных с его вокально-симфоническими циклами.

I часть — грандиозное траурное шествие, в котором мерный ритм похоронного марша чередуется с остродраматическими речитативами.

II часть — непосредственное продолжение и в то же время резкий контраст первой части. Продолжение — ибо сохраняется то же настроение: глубокая скорбь, отчаяние, патетика; контраст — так как в 1 части преобладало внешнее действие: картина траурного шествия, лишь время от времени прерываемая взрывами отчаяния. Здесь же — осмысление происшедшего. Судорожные басовые мотивы, прерываемые короткими сухими аккордами, сменяются исступленными возгласами деревянных духовых, драматическими пассажами струнных. Так подготавливается вступление взволнованной, порывистой мелодии, своей мятежной романтикой, напоминающей шумановские темы. Наплывом, как воспоминание, возникают интонации траурного марша и вновь уходят.

III часть открывает второй крупный раздел симфонии. Это гигантское скерцо, поражающее богатством образов, настроений, разнообразием тематизма. Темы словно нанизываются одна на другого — лукавые и простодушные, грациозные и грубоватые, гротесковые и лирические... Как в калейдоскопе, одно настроение следует за другим.

Третий, последний раздел симфонического цикла начинается с IV части. В ней заняты только струнные инструменты — смычковые и арфа, придающие музыке особенную лирическую насыщенность. Это своеобразная миниатюрная оркестровая «песня без слов» с томительно прекрасной бесконечной мелодией.

Без перерыва, непосредственно вслед за последним аккордом Adagietto, вступает первая тема финала, вернее, многочисленные короткие мотивы, рисующие первый образ финала. Создается пасторальная картинка. Музыка полна здоровья, веселья, солнечного света. Она напоминает некоторые симфонии Гайдна, «Пасторальную» Бетховена. Остальные темы не изменяют характера музыки, но придают ей новые краски, оттенки: жизнерадостна, энергична тема фуги — первого эпизода рондо, нежна и грациозна тема второго эпизода... Прихотливо сменяясь в безостановочном кружении рондо, в его жизнерадостном хороводе, все эти темы в своем развитии приводят к ликующему эпизоду, знаменующему полное преодоление страданий, победу жизни над смертью.


Следующая страница: «Песнь о земле»

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   • Пятая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru