ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

Густав Малер

ПЕРВАЯ СИМФОНИЯ, РЕ МАЖОР (1884 — 1888)

I. Iangsam. Schleppend.
Il. Kraftig bewegt.
III. Feierlich und gemessen, ohne zu schleppen.
IV. StIirmisch bewegt
Первое исполнение — 20 ноября 1889 г. в Будапеште под упр. автора

В марте 1888 г. Малер сообщал одному из друзей: «Моя вещь готова! .. Это так необычно — будто из меня излился горный поток! Словно от сильного удара раскрылись все шлюзы! ..» Речь шла о Первой симфонии. Композитор рассказывал, что стремился показать в ней героического, полного сил человека, его жизнь, страдания, борьбу. [Позднее, о Второй симфонии он пишет: «Я назвал 1 часть «Тризна» ... я хороню именно героя моей D-der'ной симфонии, жизнь которого созерцаю теперь с высоты... Эта часть — великий вопрос: почему ты жил? Почему ты страдал? Неужели все это — только огромная страшная шутка?» ]

Действительно, музыка симфонии очень ярко рисует этого «героя» . В 1 части он — на пороге жизни — наивный, простодушный, доверчивый. Юношеский задор, радостное жизни-восприятие — вот наиболее яркие его черты. Лишь на мгновение возникают первые сомнения: «А так ли прекрасен этот мир?» II часть рисует жанрово-бытовые сцены, будто показывает следующую ступень знакомства героя с окружающим: от природы к людям. В III части возникает образ, резко противопоставленный предыдущему: происходит столкновение с подлинным, сбросившим лицемерные маски, бесчеловечным миром. Сам композитор определил эту часть как проникнутую «раздирающей трагической иронией... Это голос раненной до самой глубины и опустошенной души». Страшная картина приводит к остродраматическому финалу.

I часть начинается медленным вступлением. Долго тянется звук ля во всех регистрах оркестра (флажолеты струнных); на его фоне возникают отдельные мотивы: лесные зовы, птичьи переклички, фанфары, выразительная мелодия валторн. Постепенно ускоряясь, спокойное течение музыки приводит к началу сонатного аллегро. Экспозиция 1 части — светлая и радостная песня «Солнце встало над землей» из вокального цикла «Песни странствующего подмастерья» , написанного композитором незадолго до того на собственные тексты. В разработке меняется настроение – появляются тревожные интонации, предвосхищающие финал, но реприза — повторение песни — звучит ликующим апофеозом.

II часть — скерцо — сочно выписанная жанровая картина. Музыка носит ярко выраженный народный характер, но теперь это не песня, как в предшествующей части, а танец — лендлер. Крайние разделы части — массовая пляска, грубоватая, со стихийной, заразительной силой ритма. Средний раздел (трио) — тоже лендлер, но совсем другого плана — обаятельный, гибкий и грациозный.

III часть — «Траурный марш в манере Калло». Ее музыка возникла под впечатлением лубочной картинки, на которой изображены звери, хоронящие охотника. Медленно движется скорбное шествие, но это всего лишь лицемерный маскарад... Начало звучит очень «всерьез» : мерные звуки литавр; на них накладывается тема траурного марша (минорный вариант шуточного канона «Братец Мартин» !). Но вот, словно вырываются тайные мысли, возникают «цыганские» преувеличенно экспрессивные мотивы, перебивая друг друга, наслаиваясь один на другой... Средний раздел — печальный, задумчивый, снова цитата — вторая половина финала «Песен странствующего подмастерья» .

IV часть следует за предшествующей без перерыва. Мужественный, волевой характер носят здесь интонации, зародившиеся в разработке 1 части — -герой симфонии обретает новые черты. На протяжении всего гигантского финала господствует интенсивнейшее драматическое развитие, прерываемое лишь появлением обаятельной, чарующей, глубоко проникновенной мелодии (побочная тема), словно символизирующей тот светлый идеал, во имя которого ведется отчаянная борьба. Кода симфонии — ликующий марш, торжественный апофеоз, славящий завоеванную в жестокой борьбе победу героя.


Следующая страница: Третья симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   • Первая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru