ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерПервая симфонияТретья симфонияЧетвёртая симфонияПятая симфония«Песнь о земле»Антон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Одна только мелодия — источник того непобедимого могущества, которым обладает вдохновенное искусство.
(Ж.Руссо)

Густав Малер

ЧЕТВЕРТАЯ СИМФОНИЯ, СОЛЬ МАЖОР (1900)

I. Bedachtig. Recht gemachlich.
II. Iп gemachlicher Bewegung.
III. Ruhevoll.
IV. Sehr behaglich
Первое исполнение — 25 ноября 1901 г. в Мюнхене под упр. автора

«Небесную жизнь» — детскую песенку о небесных радостях, в которой рай представляется местом, где вкусно кормят, где все танцуют и веселятся, первоначально хотел Малер сделать финалом своей грандиозной Третьей симфонии. Летом 1892 г. была закончена работа над песней на текст из «Чудесного рога мальчика» — сборника текстов народных песен, к которому композитор часто обращался. Но оказалось, что Третья симфония органично завершается предшествующей частью. И вот постепенно стал созревать новый замысел — план симфонии, в которой «Небесная жизнь» будет основой и в то же время выводом, завершением симфонического цикла.

Малер писал о Четвертой симфонии: «Это преследуемый пасынок, который до сих пор видел очень мало радости... Я знаю теперь, что юмор подобного рода, вероятно отличающийся от шутки или веселого каприза, оказывается понятым в лучшем случае не часто».

О каком же юморе идет речь? В эскизе подзаголовок симфонии — «Юмореска». Но при этом II частью должна была стать песня «Земная жизнь», рассказывающая о смерти ребенка от голода. В дальнейшем Малер отказался от введения «Земной жизни», однако и без нее музыка симфонии далека от идилличности.

I часть — завязка драмы. В ней звучат простые бесхитростные мелодии, близкие народной песне. Наивность, простодушие образов — не от неведения, а от стремления уйти от «проклятых вопросов» действительности, довольствоваться тем, что есть, и не требовать, не искать большего. Затем, в среднем разделе части, они изменяются, болезненно искажаются, создают фантасмагорическую картину: как будто мир показан в кривом зеркале. Идет отчаянная борьба за то, чтобы сохранить все ценное, положительное, не дать ему окончательно исчезнуть. Пока это удается.

II часть построена на чередовании двух планов: музыкальной лубочной картинки (незатейливый оркестрик играет, фальшивя, лендлеры в деревенском кабачке) и задумчивого грустного пения.

III часть симфонии — кульминация цикла. На фоне строго размеренного движения медленно разворачивается выразительная мелодия как повествование, полное горечи, боли, сдержанной скорби. Вторая тема более взволнованная, смятенная, напоминающая мелодии Чайковского. Постепенно нагнетается напряжение. Чередуясь, 2 темы приводят музыкальное развитие к трагической вершине. В конце части tutti оркестра звучит как потрясающий крик душевной боли: это тема песни «Небесная жизнь» на fortissimo, воспринимаемая как единственное прибежище измученной души, которой некуда идти, не на что надеяться.

Финал открывается темой, только что отзвучавшей в предшествующей части. Теперь она спокойна и ласкова. женский голос (сопрано) поет бесхитростную детскую песенку. Оркестровый эпизод в центре финала проникнут горькой иронией. Заключение симфонии печально, умиротворенно и просветленно. «Небесные радости» — единственное, что остается человеку.


Следующая страница: Пятая симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Густав Малер   • Четвёртая симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru