ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсПервая симфонияВторая симфонияТретья симфонияЧетвертая симфонияСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна всегда пленять слух, всегда оставаться музыкой.
(В.Моцарт)

Иоганнес Брамс

ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ, ФА МАЖОР

СОЧ. 90 (1883)
I. Allegro con brio
II. Andante
III. Poco allegretto
IV. Allegro
Первое исполнение — 2 декабря 1883 г. в Вене
под упр. Г. Рихтера

Ганс Рихтер, выдающийся дирижер и горячий поклонник Брамса, назвал Третью симфонию «Героической». Но героика здесь особого склада. В ней нет всечеловеческой бетховенской грандиозности. Брамс повествует о борьбе человека, не похожего на монолитного героя музыки Бетховена. Он мужествен, но душевно более тонок и сложен. Ему свойственны сомнения, мятежные романтические порывы.

Однако начало первой части впечатляет именно душевной цельностью, ощущением торжественной силы. Мощно вздымающиеся 3 первых аккорда звучат как девиз, вызов, провозглашение воли к жизни. Им вдохновенно отвечает главная тема. Она величава, но внутренне конфликтна: быстро чередуются гигантские падения и подъемы, господствующая мажорная звучность часто и беспокойно осложняется минором. Побочная тема мгновенно переносит слушателя в иной мир. Прихотливый изящный вальс очаровывает уютом, лаской. Но безмятежная музыка постепенно мрачнеет. Нарастает грозное возбуждение. Может быть, близок страшный трагический взрыв? Нет, где-то на грани катастрофы музыка внезапно проясняется. Тихо, умиротворяюще поет валторна, предваряя триумфальное возвращение главной темы. В конце части воцаряется блаженный покой.

Музыка II части закрепляет и углубляет достигнутое душевное равновесие. Проникнутая благородным спокойствием, она течет широко и плавно. Но иногда являются грусть, жалоба, прорывается волнение. Элегические настроения находят «выход» в изумительной III части. Здесь — тихая печаль, улыбка сквозь слезы, затаенные вздохи. Мелодии исполнены безыскусственной, поистине гениальной красоты, Это одна из самых прекрасных и трепетных страниц мировой музыки. Но есть в этой музыке какая-то скрытность, невысказанность. С тем большим интересом ожидается последняя часть.

Зловеще холодный шепот главной темы финала предвещает драматические события. И вот они наступают. Разгорается неистовая схватка с судьбой. Слышатся горестные стенания, отважные призывы, героические возгласы. Но в самый острый момент борьбы, как это было в 1 части, буря утихает. Музыка озаряется благодатным, просветленным звучанием главной темы 1 части.


Следующая страница: Четвертая симфония

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Иоганнес Брамс   • Третья симфония   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru