ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистСимфоническая поэма «Прелюды»Увертюра «Тассо»Рихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
(Г.Лейбниц)

Ференц Лист

Увертюра «ТАССО». ЖАЛОБА И ТРИУМФ

Соч. 1849, оконч. ред. 1854
Первое исполнение — 28 августа 1849 г. (1-я ред.)
19 апреля 1854 г. (оконч. ред.) под упр. автора

28 августа 1849 г. в Веймаре по случаю 100-летия со дня рождения Гёте была поставлена его драма «Торквато Тассо». Спектакль открывался «Увертюрой Тассо», специально сочиненной Листом. Однако, по признанию композитора, подлинным стимулом для создания увертюры была не столько драма Гёте, сколько стихотворение Байрона «Жалоба Тассо» , написанное после посещения госпиталя св. Анны в Ферраре, где некогда томился в заключении автор «Освобожденного Иерусалима».

Интерес романтиков к фигуре великого итальянского поэта был не случаен. В полной превратностей судьбе они видели извечную трагедию художника, гонимого при жизни, но прославленного после смерти. По преданию, Тассо (1544 — 1595), придворный поэт герцога феррарского Альфонса д'Эсте, был заключен в госпиталь св. Анны {являвшийся одновременно и тюрьмой, и домом для умалишенных), за то, что будто бы осмелился полюбить сестру герцога Элеонору. 7 лет провел Тассо в заключении и был освобожден в 1586 г. (главным образом по настоянию папы). Тем временем слава Тассо распространилась по всей Италии, и благоволивший к поэту папа Климент VIII решил вознаградить его за нелегкую жизнь и увенчать лавровым венком в Капитолии-честь, которой был удостоен до сих пор только Петрарка. Однако Тассо не суждено было дожить до этого великого дня. Венок был возложен уже на мертвое чело поэта при громадном стечении народа.

Контраст между жизнью Тассо, полной страданий, и его посмертной славой поразил Листа. Романтик по мировоззрению, он и в творчестве и в публицистике утверждал приоритет искусства в познании мира, с гневом и болью писал о бедственном положении художников в современном ему обществе. Трагедия Тассо стала для него олицетворением судьбы художника вообще. «Нашим стремлением, — писал Лист в программе поэмы, — было передать музыкой вопиющее противоречие: непризнанный при жизни гений после своей смерти озаряется сиянием славы, которая своими уничтожающими лучами поражает его гонителей».

Далее композитор уточняет содержание своего произведения: «Тассо любил и страдал в Ферраре, в Риме он был отомщен и еще ныне живет в народных песнях Венеции. Эти три момента неотделимы от его непреходящей славы. Чтобы воспроизвести их в музыке, мы сначала вызвали его тень, и теперь еще бродящую в лагунах Венеции, затем нам явился его облик, когда он гордо и с глубокой тоской созерцает празднества Феррары, где он создал свои шедевры, и, наконец, мы следуем за ним в Рим, этот вечный город, возложивший на него корону славы и увенчавший в нем одновременно «поэта и мученика».

Композитор не случайно упоминает песни Венеции: в основу поэмы он положил мелодию венецианских гондольеров, на которую они распевали начальные строфы «Освобожденного Иерусалима». Программа позволила Листу свободно строить форму из эпизодов различного, подчас контрастного содержания. Поэма начинается скорбным мотивом струнных, которому отвечают стенания деревянных — то образ Тассо, предающегося тягостным раздумьям в темнице. И внезапно — быстрый темп, судорожные ритмы, острые драматические звучания: размышление сменилось вспышкой бессильного гнева, поэт словно стремится разрушить стены тюрьмы. Однако порыв быстро сникает, а стенания звучат с еще большим отчаянием.

В почти «траурном» ритме появляется тема гондольера. Перед внутренним взором поэта возникают картины прошлого. Из взволнованной музыка становится парадно-помпезной (сцены дворцового церемониала), затем — танцевальной (на основе менуэтного ритма развертывается картина придворного бала). Тема Тассо звучит теперь упоительно и восторженно: возникает воспоминание о пылкой любви к Элеоноре. И как психологически тонко возвращает Лист своего героя к действительности! Воспоминания лишь усиливают отчаяние, и открывавший поэму мотив раздумья звучит уже протестующе, исступленно. Но постепенно слабеет, истаивает, последний порыв. Поэт умер. Наступает многозначительная пауза, и начинается второй, заключительный раздел поэмы — «Триумф». Величаво, торжествующе звучит теперь тема Тассо, символизируя его ослепительную славу, его бессмертие.

Почти 20 лет спустя Лист вернулся н поэме и написал эпилог «Торжественное погребение Тассо».


      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Ференц Лист   • Увертюра «Тассо»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru