Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе |
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистСимфоническая поэма «Прелюды»Увертюра «Тассо»Рихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе Нигде народная песня не играла и не играет такой роли, как в нашем народе, нигде она не сохранилась в таком богатстве, силе и разнообразии, как у нас.
(В.Стасов) |
Ференц ЛистСИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА «ПРЕЛЮДЫ»
Соч. 1850, посл. ред. 1854 «Прелюды» — третья симфоническая поэма Листа — обязаны своим названием стихотворению Ламартина, хотя создавались независимо от него. Лишь написав поэму, композитор нашел, что это стихотворение отвечает ее духу, однако в программе по-своему трактует идеи поэта. «Разве не является наша жизнь рядом прелюдий к неведомому гимну, — пишет Лист, — первую торжественную ноту которого возьмет смерть? Любовь представляет собой волшебную зарю для каждого сердца; но в чьей судьбе первое блаженство счастья не было разрушено порывом бури, чьи чарующие иллюзии не были развеяны ее суровым движением, чей алтарь не был разбит смертоносной молнией? И чья глубоко раненная душа не искала охотно — после подобных потрясений — мира и покоя деревенской жизни, чтобы заглушить свои воспоминания? Но человек не может долго предаваться блаженному покою на лоне природы, столь пленяющему его вначале, и лишь только «раздается боевой сигнал трубы» (Ламартин), спешит он, какая бы война ни звала его в ряды сражающихся, на свой опасный пост, чтобы в битве вновь обрести всю полноту самосознания и восстановить целиком свои силы». И хотя композитор вслед за Ламартином называет здесь жизнь прелюдией к «неведомому гимну» , именно жизнь, полная борьбы и горения, прекрасная и упоительная, зовущая человека к выполнению своего предназначения,— безраздельно торжествует в его поэме. Вступление звучит затаенно, как предвестник грядущей бури. Несколько тактов нарастания — и только что прозвучавший лейтмотив уже горделиво возглашается тромбонами, фаготами, виолончелями и контрабасами, предстает в своей истинной, героической сущности. Неожиданно звучность стихает, и та же тема превращается в напевную поэтичную мелодию — начинается эпизод, посвященный любви. Автор вписывает в портрет своего героя новую черту — лирическое созерцание, мечтательность. Нежная, трепетная тема любви появляется в мягком, чуть приглушенном звучании 3 валторн, затем в светлом тембре гобоев и кларнетов, наконец ее подхватывают скрипки. Мелодия льется широкой волной, полная беспредельного восторга, однако грозные звучания прерывают ее развитие. Подобно порыву ветра, проносится извивающийся хроматический пассаж виолончели, в нем слышится зловещее дыхание приближающейся бури. Как стремительный шквал рождается мощное нарастание и в оркестре разыгрывается грандиозная битва. Музыка обретает мрачно-трагический оттенок. Она рассказывает о страданиях, мучительной борьбе, в которой герою не суждено быть победителем. Он ищет утешения в уединении, общении с природой, и следующий эпизод посвящается картинам мирной, идиллической сельской жизни.
Музыка окрашивается в нежно-акварельные тона утренней зари, полна свежести и благостной тишины. Валторна интонирует напев пасторального склада, ей отвечает далекий наигрыш пастушьего рожка (гобой). В музыку, полную умиротворения, естественно вплетается тема любви. Вновь образуется широкий мелодический подъем, вновь «захлестывает» чувство восторга и наслаждения. Развитие поэмы вступает в заключительную фазу. На фоне быстрых пассажей скрипок и труб, валторн и фаготов в облике героического марша появляется главная тема. Рождающая ощущение неудержимого порыва, она говорит о радости и увлечении битвой. Героический облик приобретает и тема любви. И вот уже не тревожно и взволнованно, а ликующе и победно звучит музыка из вступления. Этим страстным порывом к самоутверждению и завершаются «Прелюды».
Следующая страница: Увертюра «Тассо»
|
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021 | контакты карта сайта |