ДоМиЛяМи  
  Русская музыка Классика Музыка XX века Школа Лекторий Истории Театр Фойе  
 
Русская музыкаКлассическая музыкаЙозеф Гайдн Вольфганг Амадей МоцартЛюдвиг ван БетховенФранц ШубертСимфония си-бемоль мажорСимфония си-минор «Неоконченная»Симфония до мажорКарл-Мария ВеберФеликс МендельсонРоберт ШуманФредерик ШопенГектор БерлиозФеренц ЛистРихард ВагнерИоганнес БрамсСезар ФранкЖорж БизеБедржих СметанаАнтонин ДворжакЭдвард ГригГустав МалерАнтон БрукнерКлод ДебюссиРихард ШтрауссЗарубежная музыка XX векаМузыкальная школаЛекторийМузыка в театреМузыкальные историиМузыкальное фойе

Музыка - высшее в мире искусство.
(Л.Толстой)

Франц Шуберт

СИМФОНИЯ СИ МИНОР («НЕОКОНЧЕННАЯ») (1822)

I. Allegro moderato.
II. Andante con moto
Первое исполнение — 17 декабря 1865 г.
под упр. И. Хербека

В 1865 г. немецкий дирижер И. Хербек в бумагах Хюттенбреннера, друга Шуберта, обнаружил неизвестную 2-частную симфонию, Это и была ныне самая популярная из шубертовских симфоний — «Неоконченная». До сих пор нет единого мнения относительно того, почему она осталась незавершенной. После того, как осенью 1822 г. единым творческим порывом были написаны эти две части, Шуберт имел достаточно времени, чтобы завершить симфонию. Однако он этого не сделал, и, набросав первые 9 тактов скерцо, отложил перо.

К симфонии он уже более не возвращался. Это подсказывает вывод, что композитор считал мысль, волновавшую его, исчерпанной. Действительно, «Неоконченная» симфония производит впечатление исключительной цельности и завершенности. Обе части проникнуты единым потоком лирического чувства — смятенного, порывистого, достигающего трагической напряженности (в 1 ч.) и возвышенного, примиренного (во 11). Лирическая драма получает типично романтическое разрешение в забвении, уходе от конфликтов в «жизнь чувств» .

I часть содержит острую психологическую коллизию. Симфония начинается сосредоточенной темой басов, создающей образ тягостного размышления, печальной непреложности. Это своеобразный эпиграф. В развитии части он играет важную роль. Затем на фоне трепетного, словно чем-то скованного движения скрипок, гобой и кларнет «распевают» задумчиво печальную мелодию.

На смену ей идет другая — вальсовая, юношески порывистая, светлая и ласковая. Обе темы песенны. Но уже в первой возникают тревожные акценты, а развитие второй прерывают резкие вторжения трагических аккордов, предвестников драмы. Разработка начинается с напоминания вступительной темы, она уходит в глубокие басы, но через мгновение уже звучит у струнных мучительным вопросом. Неожиданно, словно порывы пламени, врываются драматические взлеты смятенного чувства. Бурное волнение усиливает, обостряет контрасты, наконец получает выход в беспокойном «беге» скрипичных пассажей, в обостренных кульминациях, в грозном, как веление судьбы, звучании темы-эпиграфа, Разыгравшаяся «драма чувств» раскрыта лаконично. Возвращающаяся в репризе тема не приносит успокоения, и потому в конце вновь, подобно неразрешенному вопросу, в последний раз появляется тема-эпиграф.

II часть, кажется, специально создана для того, чтобы доказать обаяние песенных мелодий, «спетых» оркестром. Певучие темы сменяют друг друга, варьируя оттенки мечтательного состояния — то светлого, то чуть грустного. В музыке господствует атмосфера глубоко поэтичного и, вместе с тем, интимного лирического высказывания. Лишь изредка оно нарушается кратковременными, но напряженными взлетами-отголосками недавней душевной драмы. II часть уводит слушателя в сферу лирического созерцания. Она заставляет любоваться красотой чувства (выраженного в мелодике), погружает в мир прекрасных грез, далеких от конфликтов 1 части. Такой путь духовных исканий типичен для романтического искусства. Вот почему, когда затихают последние звуки Andante, возникает впечатление органического завершения 2-частного цикла.


Следующая страница: Симфония до мажор

      • Главная   • Европейская классическая музыка   • Франц Шуберт   • Симфония си-минор «Неоконченная»   
 
  Талисман. Роман Татьяны Латуковой на электронном рояле Театральный буфет. Русметалтехника Виниловые пластинки  
 
© ДоМиЛяМи - музыкальный портал, 2014-2021

контакты     карта сайта

Рейтинг@Mail.ru